Получите презентацию услуг и консультацию специалиста
Лучшие люди индустрии курируют процесс разработки вашего бренда
→ Из бомжа в миллионеры. Успей заработать Bums — новая криптовалюта в Telegram, инвестируй и зарабатывай.
Лидер мнений (опинион лидер, лидер общественного мнения, ЛОМ) — публичная персона, которая благодаря известности, уникальным знаниям и опыту может влиять на взгляды, мнения и желания разных групп людей. Лидеры мнений обладают высоким авторитетом и пользуются доверием среди целевой аудитории.
Согласно кембриджскому словарю, лидер мнения в маркетинге — это человек, суждения которого о чем-то, например о продукте или проблеме, имеют большое влияние на мнение других. Ключевая ценность опинион лидеров в продажах заключается в способности определять потребительские настроения и тренды, влиять на решение о покупке и выбор продуктов.
Лидеры мнений имеют высокий социальный статус и становятся известными благодаря своей профессии или активной деятельности. Они могут вести свой видеоканал или страницы в социальных сетях, но при этом их популярность не связана с интернетом. Ведь доверие потребителей влиятельные лица завоевали своими знаниями и опытом, а не ведением блога.
Условно опинион лидеров делят на две основные группы:
Также, лидеров мнений различают по роду деятельности. В зависимости от специфики занятий, увлечений и тематики блога можно выделить такие группы: кулинария, мода, фитнес и здоровье, любовь и секс, косметология, воспитание детей, путешествия, финансы, юриспруденция, политика и т.д.
В отличие от инфлюенсеров, авторитет лидеров мнений не зависит от размера их аудиторий, поэтому этот параметр не рассматривается в качестве еще одного признака классификации.
Среди большого количества типов ЛОМ можно выделить четыре основные группы:
В продвижении товаров и услуг ключевую ценность представляют мега-лидеры и эксперты, ведь они пользуются уважением, им доверяют и к их мнению прислушиваются.
Лидеры мнений — эффективный маркетинговый инструмент. Бизнесу необходимо привлекать авторитетное лицо в таких случаях:
Какого именно лидера мнений выбрать для сотрудничества, зависит от целей и задач бренда, а также его позиционирования на рынке.
Главная задача лидера мнений – адаптировать информацию о бренде под свою целевую аудиторию и выгодно представить продукт для увеличения узнаваемости, лояльности и вовлеченности.
Что еще делает лидер мнений:
Известная личность достигает поставленных целей, напрямую рекламируя продукт или ненавязчиво делясь своим опытом использования, мнением и эмоциями с потребителями.
В своей работе лидер мнений генерирует разные виды контента, делает обзоры, дает рекомендации, проводит прямые эфиры, снимает видео и собирает обратную связь. Помимо этого, он может участвовать в различных корпоративных мероприятиях и рекламных акциях, устраивать конкурсы, мастер-классы и розыгрыши.
Опинион лидер подписывает долгосрочный контракт с компанией или выполняет разовые работы по продвижению продукта.
Приступая к поиску лидера мнений, соберите как можно больше информации о своей ЦА, ее характеристиках, увлечениях, потребительских предпочтениях и так далее. Выясните, какими соцсетями они пользуются. Составьте идеальный портрет клиента. Используя демографические, психографические и географические показатели, выполните сегментацию ЦА.
Изучив потенциального клиента, приступайте к поиску ЛОМ. Для этого можно выполнить запрос по ключевым словам в интернете или подключить к поиску соцсети.
Также, найти лидера мнений можно при помощи специализированных ресурсов, таких как LabelUp, Getblogger и trendHERO.
При этом, помните, что любая известная личность не подойдет вашему бизнесу. Лидер мнений должен отвечать ценностям и философии бренда, а его аудитория должна соответствовать ЦА компании. Изучайте, насколько влиятельное лицо популярно среди вашей аудитории, кому она доверяет и на кого подписана. Обратите внимание на образ жизни, репутацию и специфику деятельности личности, которую хотите привлечь к продвижению продукта.
Если у вас уже готов список ЛОМ, можно приступать к выбору блогера для сотрудничества. Для этого:
Зачастую важнее не число подписчиков, а уровень взаимодействия с ними. Поэтому многие крупные бренды предпочитают сотрудничать с лидерами мнения категории макро и микро.
Микро-ЛОМ (с 10–100 тыс. подписчиков) и нано-ЛОМ (от 100 до 10 тыс. подписчиков) обычно имеют нишевую аудиторию и могут обеспечить более высокий уровень вовлеченности по сравнению с крупными игроками.
Опинион лидеры нативно или открыто рекламируют продукты и бренды. Кроме того, они могут:
Ищите лидеров мнений с опытом запуска успешной рекламы. Реальные подписчики, наличие обратной связи и положительные отзывы предыдущих клиентов могут стать страховкой от отрицательного результата сотрудничества.
Основной риск сотрудничества с известными людьми – перенос их репутации на репутацию бренда. То есть, на публичную личность, если она будет втянута в скандал или позволит себе оскорбительные высказывания, может обрушиться волна критики. И если такой человек рекламирует ваш продукт, эмоции аудитории могут перенестись и на него.
Неэффективным также будет сотрудничество, если данные об аудитории лидера мнений – недостоверные. В таком случае может оказаться, что подписчики неактивные и были набраны с помощью накрутки, а значит они не заинтересуются вашим продуктом.
Чтобы правильно выстраивать маркетинговую стратегию и своевременно ее корректировать, необходимо регулярно анализировать эффективность сотрудничества с лидером мнений. К сожалению, показатели, которые могли бы помочь напрямую оценить результаты работы ЛОМ, отсутствуют.
Однако существуют косвенные способы оценки. Можно проанализировать увеличение узнаваемости бренда, привлечение новой аудитории и рост объема продаж.
Опытные опинион лидеры зачастую самостоятельно анализируют данные, проводят работу над ошибками и корректируют свои действия.
Американское интернет-издание The Huffington Post опубликовало статью, в которой ведущие маркетологи перечислили свои ошибки в работе с лидерами мнений. Среди ключевых из них:
Основой ваших отношений должны быть честность и уважение. Так вы сможете наладить взаимовыгодное сотрудничество, которое поможет развиваться вашему бизнесу.
Условия взаимодействия компании и лидера мнений оговариваются индивидуально. Единой цены нет, так как на нее влияет множество факторов: от известности и популярности ЛОМ до модели ценообразования, однако общие правила все же существуют. Учтите, что:
Также, сумма контракта зависит от вида контента и модели сотрудничества. Компания может оплачивать:
Иногда лидеры мнения готовы работать бесплатно, если сотрудничество с известным брендом поднимает их популярность. Но это скорее очень редкие случаи.
Украинский сервис Sweet.tv запустил проект для увеличения узнаваемости. В рамках рекламной акции были созданы съедобные сертификаты в виде пончиков и привлечены к сотрудничеству 23 лидера мнений. Они делали посты на своих страницах в Инстаграм, сообщали, что тестируют сервис, и предлагали подписчикам один месяц бесплатного пользования. В итоге, компания получила почти 1,7 млн охвата.
Еще один пример – совместная работа над коллекцией одежды бренда Solh и известной актрисы и телеведущей Лилии Ребрик, которая не только стала лицом рекламной кампании, но и участвовала в создании модной коллекции.
В 2017 году вышел рекламный ролик, в котором супермодель Кендалл Дженнер играла роль лидера группы протеста на демонстрации Black Lives Matter. В конце сюжета она вручила полицейскому банку Pepsi, а модели, которые ее сопровождали, радовались улыбке офицера.
Пользователи соцсетей обвинили Pepsi в легкомысленном отношении к социальным проблемам. Комментаторы отмечали, что компания решила использовать движение для продажи продукта, а также обесценила опасности, с которыми сталкиваются протестующие.
Рекламу создавала собственная студия компании Creators League Studio. Президент PepsiCo Брэд Джекман решил отказаться от рекламного агентства, чтобы сократить затраты и время на разработку ролика. В итоге, Pepsi пришлось принести извинения и отказаться от рекламы стоимостью более $5 млн.
Вызвало волну критики и сотрудничество украинской певицы, актрисы и блогера Анны Тринчер с брендом Chipster's. После размещения в соцсети рекламного поста, в котором она упомянула, что чипсы можно использовать в качестве перекуса, когда слишком занята или устала после изнурительных съемок и не хочешь выходить из дома, подписчики в комментариях начали активно писать, что это не тот продукт, который дарит энергию, а саму Анну обвинили в том, что она «теряет планку».
Быть лидером мнений означает служить образцом для подражания, использовать доверие аудитории, авторитет, свои знания и опыт для определенных целей, например, продвижения бренда.
Лидеры мнений помогают брендам увеличивать продажи, формировать имидж, повышать доверие потребителей и привлекать новую аудиторию. Для этого они публикуют рекламные сообщения или посты с упоминанием товара или услуги, делают обзоры, дают рекомендации, рассказывают о своем опыте использования продукта, участвуют в рекламных акциях и корпоративных мероприятиях, взаимодействуют с аудиторией в соцсетях, проводят конкурсы и др.
Лидеры мнения — люди, которые получили известность благодаря знаниям или своей деятельности. В отличие от инфлюенсеров, их популярность не ограничена соцсетями и интернетом в целом.
Амбассадор, или посол бренда — человек, которого нанимают для повышения узнаваемости компании и ее представления в повседневной жизни. Посол бренда воплощает фирменный стиль во внешнем виде, отражает философию и ценности компании.
Амбассадоров определяют как «любителей бренда», которые обладают способностью генерировать идеи, полезные для всего сообщества бренда. Ими движет желание стать ключевыми членами этого сообщества и получать личные преференции, такие как эксклюзивные гаджеты, скидки и участие в корпоративных мероприятиях.
А лидеры мнений – это люди, участвующие в рекламной кампании длительное время или единоразово. В отличие от амбассадоров, они могут не пользоваться продукцией бренда, но рекламируют ее.
Оценить эффективность рекламы лидера мнения можно с помощью сервиса Google Analytics по таким показателям, как количество переходов на сайт, число покупок, прирост аудитории и так далее.