→ Успей заработать Hamster — новая криптовалюта в Telegram, зарабатывай за каждое нажатие.

Юзабилити

74

Оценили: 15

Содержание:
Размер шрифта:

Юзабилити

Юзабилити (от англ. usability – удобство использования) — это комплексный термин, который указывает на удобство взаимодействия с физическими или digital-продуктами. 

Чаще всего термин «юзабилити» применяют в отношении сайтов и мобильных приложений. В это понятие входит очень много аспектов, включая интерфейс, навигацию, качество контента, скорость загрузки и многое другое.

Что такое юзабилити простыми словами

В условиях конкуренции бренды пробуют максимум стратегий, чтобы привлечь внимание пользователей. При этом проекты, наполненные огромным количеством функций, четко показали: сложный, громоздкий ресурс отпугивает людей, поэтому ставку нужно делать на лаконичный и удобный сайт.

Чем проще и понятнее веб-ресурс, тем выше его посещаемость и конверсия. Если же пользователю нужно время для того, чтобы сориентироваться, вы рискуете потерять клиента. Наверняка в соседних вкладках у него уже открыты альтернативные сайты, которые предлагают идентичные продукты или услуги.

Вот поэтому для привлечения и удержания клиентов важно позаботиться о юзабилити. Простыми словами – это то, насколько привлекательно для посетителей выглядит веб-продукт, понятен ли он, насколько с ним легко и комфортно работать.

usability

Почему бизнесам важно следить за юзабилити сайта и приложения

В онлайн-среде юзабилити — ключевое условие выживания. Большинство посетителей покидают сайт в течение первых 15 секунд, если:

usability

плохо разработаны макет и структура сайта;

usability

отсутствуют интуитивно понятная навигация и призывы к действию;

usability

по homepage трудно понять, что предлагает компания;

usability

информация плохо воспринимается, а сайт не соответствует запросам пользователей;

usability

время загрузки страниц превышает 3–5 секунд.

Пользователи не готовы тратить время на ожидание загрузки сайта, изучение его интерфейса и поиск нужной информации. Если они сразу не могут найти то, что ищут, то и заказ не сделают. Их уход становится естественной реакцией на затруднения. 

Плохо продуманный интерфейс, сложное меню и скучный дизайн ухудшают поведенческие факторы, что влияет и на поисковую оптимизацию. Поисковики строго контролируют качество ресурсов, которые попадают в топ выдачи. И если посетители слишко часто и быстро закрывают сайт, система расценивает его как неинтересный и неэффективный. Это отражается на видимости ресурса, его посещаемости и конверсии. 

Как формировалось понятие «юзабилити»

Дискуссии об удобстве использования продуктов как составной части проблемы эргономики возникли в начале XX века. Эргономика продуктов приобрела особую важность во время Первой мировой войны, когда производителям огнестрельного оружия нужно было обеспечить его легкую разборку и сборку в темноте. 

usability

В дальнейшем, с развитием маркетинга, веб- и графического дизайна, возникло такое понятие как юзабилити. 

usability

1936 — газета The Palm Beach Post публикует рекламу нового холодильника Frigidaire, в которой впервые применяет термин «юзабилити», называя удобство использования ключевым преимуществом.

usability

1979 — лаборатории нескольких компаний, в том числе IBM, впервые применяют методы, которые сегодня называют суммирующим тестированием юзабилити. В печать выходит первая научная публикация, в названии которой упоминается этот термин — «Коммерческое влияние юзабилити в интерактивных системах».

usability

1981 — пионер в области промышленного дизайна и один из «отцов эргономики» Альфонс Чапанис издает «Учебник для начинающих пользователей компьютера», в котором предлагает новый метод оценки удобства компьютерного ПО. По его мнению, наблюдение за работой 5–6 пользователей способно выявить большинство проблем.

usability

1984 — успех Apple Macintosh доказывает, что юзабилити хорошо продается.

usability

1985 — Дж. Гулд и Клейтон Льюис публикуют статью «Проектирование для удобства использования: ключевые принципы и что думают дизайнеры». В этом же году выходит книга Ричарда Спенсера «Тестирование и оценка юзабилити компьютеров».

usability

1986 — Джон Брук из Digital Equipment Corporation создает анкету для оценки юзабилити ПО. «Шкала юзабилити систем» (SUS), которую он предложил, до сих пор является самым популярным опросником для оценки удобства использования различных систем.

usability

1990 — Брайан Шакель публикует книгу «Человеческий фактор и удобство использования», которая определяет юзабилити как функцию эффективности, результативности и удовлетворенности. Эти три аспекта и сегодня считаются ключевыми в оценке юзабилити.

usability

1991 — основана Ассоциация профессионалов юзабилити.

usability

1994 — Выходит книга по экономическому обоснованию юзабилити Рэндолфа Биаса и Деборы Мейхью.

usability

1998 — юзабилити становится стандартом.

usability

2000-2001 — набирает популярность юзабилити-тестирование, а Американский национальный институт стандартов представляет формат для отчетов таких тестов.

С тех пор юзабилити постоянно изучается, проводятся исследования, разрабатываются новые концепции для более эффективного внедрения и оценки удобства пользования продуктом.

Что относится к юзабилити

usability

Якоб Нильсен в работе «Why people shop on the web» назвал 5 главных составляющих удобства сайтов. 

usability

Обучаемость

Это показатель того, насколько сайт интуитивно понятен и насколько легко пользователям выполнять базовые задачи, впервые попав на него.

usability

Эффективность

Определяет, насколько быстро пользователи смогут выполнять задачи после того, как освоятся на сайте.

usability

Запоминаемость

Показывает, легко ли пользователи могут восстановить знания, вернувшись на сайт через некоторое время.

usability

Ошибки

Это фактор, показывающий количество ошибок, которые совершают пользователи при использовании сайта или приложения, а также насколько сильно эти ошибки влияют на результаты работы и легко ли их исправить.

usability

Удовлетворенность 

Критерий демонстрирует, насколько приятно пользоваться сайтом и совершать необходимые действия — например, выбирать продукты и оформлять покупки.

Принципы юзабилити

Многие сайты имеют похожую структуру. Меню расположено как правило сверху или сбоку слева, личный кабинет и корзина – в правом углу, из разделов размещают такие, как «о нас», «услуги» или «каталог товаров», «контакты», закрыть любое всплывающее окно можно, нажав на крестик, при клике на логотип компании открывается главная страница и т.д. Это связано с пользовательскими паттернами. То есть, когда человек открывает новый сайт и на основании прошлого опыта сразу понимает, что к чему, то быстрее найдет нужную ему информацию. 

Это не значит, что надо копировать чужие сайты. Важно создать уникальный веб-продукт с логичной, продуманной структурой и понятной для пользователей навигацией. А для этого следует придерживаться определенных правил:

usability

Три клика. Суть правила в том, чтобы проложить короткий маршрут. Пользователь должен совершить целевое действие за три касания.

usability

Три секунды. Страницы с контентом должны загружаться очень быстро и не подвисать.

usability

Перевернутая пирамида. Пользователь должен получить интересующую его информацию как можно быстрее, чтобы уменьшить процент отказов. Для этого все важное необходимо сделать заметным, а контент размещать по схеме: сначала суть, потом детали.

usability

Чтобы сделать веб-ресурс более посещаемым и удержать пользователей на страницах, он должен быть комфортным. Это значит, что основным принципом юзабилити является простота. Привычная структура и понятные переходы помогают пользователю быстрее сориентироваться и достичь цели. 

Принципы юзабилити:

usability

четкая структура – вся информация должна быть структурирована и размещена в разделах и блоках;

usability

понятная навигационная система – пользователь должен ориентироваться на сайте, понимая где он и что ему надо сделать для достижения цели;

usability

удобный поиск – обязателен для многостраничных ресурсов и объемных каталогов;

usability

высокая скорость загрузки;

usability

лаконичный дизайн – должен быть современным и привлекательным, вызывать интерес, но не отвлекать от важного;

usability

качественный контент – следует публиковать только интересную и полезную для целевой аудитории информацию, придерживаясь правил грамматики и выполняя требования SEO;

usability

отсутствие технических ошибок – надо устранить битые ссылки, дубли страниц, лишний код и др.;

usability

коммуникация с клиентом – пользователь должен оперативно получать ответы на свои вопросы, поэтому важно разместить контакты, создать чат-бот, дать возможность заказать обратный звонок;

usability

простые формы – это касается как форм обратной связи, так и форм регистрации или оформления заказа (человек не должен тратить уйму времени на заполнение многочисленных полей);

usability

адаптивность – веб-ресурс должен одинаково корректно отображаться на любых устройствах.

usability

Помимо этого, на сайте важно обеспечить легкое восприятие информации. Для этого следует позволить потребителям сканировать текст, разместив заголовки и подзаголовки, списки, графики, таблицы, картинки, видео и т.д. Также, следует предоставить посетителям ненавязчивую помощь. Это значит, что всплывающие окна чата, подсказок или вопросов не должны закрывать важные сведения на странице и не должны появляться на экране как только человек открыл сайт.  

Чем юзабилити отличается от дизайна

Дизайн – это внешний вид продукта, а юзабилити отвечает за то, как он воспринимается аудиторией, и включает любые аспекты взаимодействия потребителей с сайтом. 

Например, дизайн отвечает на вопрос, какие варианты размещения кнопок существуют и какие цвета использовать в оформлении страниц. А юзабилити помогает определиться, в каком месте разместить эту кнопку, сделать ее большой или поменьше. 

При разработке дизайна используются разные тренды, создаются прототипы, проводятся исследования ЦА и конкурентов. А юзабилити включает тестирование пользовательского опыта, анализ данных и обратной связи.

В целом, дизайн и юзабилити тесно связаны. Хороший дизайн учитывает принципы юзабилити, привлекает пользователей и улучшает конверсию.

Юзабилити и digital-маркетинг

Свежие обновления алгоритма Google под названием Penguin показывают, как развитие поисковых систем стимулирует улучшение взаимодействия сайтов и пользователей. Этот тренд начался в 2011 году с обновления Panda, основной целью которого было снижение рейтингов сайтов с «плохим» пользовательским интерфейсом.

Существует тесная взаимосвязь между юзабилити и SEO, которые взаимно дополняют друг друга. Качественное продвижение сайта в поисковиках приводит пользователей, а юзабилити их удерживает.

usability

Кто занимается юзабилити сайта

Интуитивно понятный и дружелюбный интерфейс влияет не только на лояльность потребителей, но и на имидж компании. Стильный дизайн, грамотный текст и понятная структура улучшают пользовательский опыт и отражают статус фирмы или бренда. 

Занимается вопросами юзабилити сайта UI/UX-дизайнер, веб-дизайнер или Usability Specialist. Он проектирует, анализирует и совершенствует интерфейс, чтобы удержать посетителей и увеличить продажи. Специалист изучает, как человек взаимодействует с системой, контролирует, чтобы продукт отвечал запросам и потребностям аудитории, улучшая пользовательский опыт.

Эксперт по юзабилити может привлекаться к работе на стадии разработки веб-проекта или после его запуска.   

Когда стоит провести тестирование юзабилити

Есть мнение, что одного раунда юзабилити-тестирования достаточно, а применение best practices полностью устраняет его необходимость. Это миф — проверять юзабилити необходимо регулярно, особенно на начальных этапах разработки продукта. Все потому, что требования поисковых систем и тренды в дизайне постоянно меняются, как и ожидания пользователей.

usability

Как улучшить юзабилити сайта

Существуют 6 основных элементов, над которыми необходимо работать для повышения юзабилити сайта. Необходимо учитывать:

usability

доступность;

usability

производительность;

usability

понятность;

usability

релевантность;

usability

адаптивность;

usability

обучаемость.

Доступность означает, что пользователи всегда могут зайти на сайт. Все страницы, ссылки, кнопки и другие элементы должны работать корректно, чтобы посетителям было легко перемещаться по ресурсу. Сообщайте аудитории, если какая-либо веб-страница находится на техобслуживании.

Производительность связана со скоростью загрузки страниц. Размещайте сайт на высокопроизводительном сервере и оптимизируйте контент для ускорения загрузки и навигации.

Понятность означает, что каждый пользователь ориентируется, как перемещаться по сайту, и знает, как использовать элементы интерфейса. Не применяйте компоненты, которые могут отвлекать посетителей. Используйте уже знакомые им знаки, цвета, кнопки и типографику. 

usability

Релевантность связана с качеством контента и отвечает на вопрос, могут ли пользователи решить потребности через ваш сайт. Изучайте ЦА, чтобы быть уверенными в том, что ваши продукты могут решить проблемы потребителей. 

Адаптивность означает, что веб-сайт должен поддерживать весь диапазон современных устройств — от десктопов до мобильных девайсов, а также одинаково хорошо отображаться в различных браузерах. 

Обучаемость означает, что пользователи могут быстро научиться пользоваться вашим сайтом без сторонней помощи, а также легко возобновить взаимодействие с ним после перерыва. Для этого необходимо разрабатывать интуитивно понятный, простой и качественно структурированный интерфейс. 

Помимо этого, позаботьтесь о современном привлекательном оформлении, чтобы людям было приятно находиться на сайте, качественном контенте и читабельных шрифтах. При этом, помните, что дизайн должен отвечать потребностям аудитории и соответствовать специфике деятельности компании. 

 

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов: 15

Средний балл 4.9 / 5