Получите презентацию услуг и консультацию специалиста
Лучшие люди индустрии курируют процесс разработки вашего бренда
→ Из бомжа в миллионеры. Успей заработать Bums — новая криптовалюта в Telegram, инвестируй и зарабатывай.
Юзабилити (от англ. usability – удобство использования) — это комплексный термин, который указывает на удобство взаимодействия с физическими или digital-продуктами.
Чаще всего термин «юзабилити» применяют в отношении сайтов и мобильных приложений. В это понятие входит очень много аспектов, включая интерфейс, навигацию, качество контента, скорость загрузки и многое другое.
В условиях конкуренции бренды пробуют максимум стратегий, чтобы привлечь внимание пользователей. При этом проекты, наполненные огромным количеством функций, четко показали: сложный, громоздкий ресурс отпугивает людей, поэтому ставку нужно делать на лаконичный и удобный сайт.
Чем проще и понятнее веб-ресурс, тем выше его посещаемость и конверсия. Если же пользователю нужно время для того, чтобы сориентироваться, вы рискуете потерять клиента. Наверняка в соседних вкладках у него уже открыты альтернативные сайты, которые предлагают идентичные продукты или услуги.
Вот поэтому для привлечения и удержания клиентов важно позаботиться о юзабилити. Простыми словами – это то, насколько привлекательно для посетителей выглядит веб-продукт, понятен ли он, насколько с ним легко и комфортно работать.
В онлайн-среде юзабилити — ключевое условие выживания. Большинство посетителей покидают сайт в течение первых 15 секунд, если:
Пользователи не готовы тратить время на ожидание загрузки сайта, изучение его интерфейса и поиск нужной информации. Если они сразу не могут найти то, что ищут, то и заказ не сделают. Их уход становится естественной реакцией на затруднения.
Плохо продуманный интерфейс, сложное меню и скучный дизайн ухудшают поведенческие факторы, что влияет и на поисковую оптимизацию. Поисковики строго контролируют качество ресурсов, которые попадают в топ выдачи. И если посетители слишко часто и быстро закрывают сайт, система расценивает его как неинтересный и неэффективный. Это отражается на видимости ресурса, его посещаемости и конверсии.
Дискуссии об удобстве использования продуктов как составной части проблемы эргономики возникли в начале XX века. Эргономика продуктов приобрела особую важность во время Первой мировой войны, когда производителям огнестрельного оружия нужно было обеспечить его легкую разборку и сборку в темноте.
В дальнейшем, с развитием маркетинга, веб- и графического дизайна, возникло такое понятие как юзабилити.
С тех пор юзабилити постоянно изучается, проводятся исследования, разрабатываются новые концепции для более эффективного внедрения и оценки удобства пользования продуктом.
Якоб Нильсен в работе «Why people shop on the web» назвал 5 главных составляющих удобства сайтов.
Многие сайты имеют похожую структуру. Меню расположено как правило сверху или сбоку слева, личный кабинет и корзина – в правом углу, из разделов размещают такие, как «о нас», «услуги» или «каталог товаров», «контакты», закрыть любое всплывающее окно можно, нажав на крестик, при клике на логотип компании открывается главная страница и т.д. Это связано с пользовательскими паттернами. То есть, когда человек открывает новый сайт и на основании прошлого опыта сразу понимает, что к чему, то быстрее найдет нужную ему информацию.
Это не значит, что надо копировать чужие сайты. Важно создать уникальный веб-продукт с логичной, продуманной структурой и понятной для пользователей навигацией. А для этого следует придерживаться определенных правил:
Чтобы сделать веб-ресурс более посещаемым и удержать пользователей на страницах, он должен быть комфортным. Это значит, что основным принципом юзабилити является простота. Привычная структура и понятные переходы помогают пользователю быстрее сориентироваться и достичь цели.
Принципы юзабилити:
Помимо этого, на сайте важно обеспечить легкое восприятие информации. Для этого следует позволить потребителям сканировать текст, разместив заголовки и подзаголовки, списки, графики, таблицы, картинки, видео и т.д. Также, следует предоставить посетителям ненавязчивую помощь. Это значит, что всплывающие окна чата, подсказок или вопросов не должны закрывать важные сведения на странице и не должны появляться на экране как только человек открыл сайт.
Дизайн – это внешний вид продукта, а юзабилити отвечает за то, как он воспринимается аудиторией, и включает любые аспекты взаимодействия потребителей с сайтом.
Например, дизайн отвечает на вопрос, какие варианты размещения кнопок существуют и какие цвета использовать в оформлении страниц. А юзабилити помогает определиться, в каком месте разместить эту кнопку, сделать ее большой или поменьше.
При разработке дизайна используются разные тренды, создаются прототипы, проводятся исследования ЦА и конкурентов. А юзабилити включает тестирование пользовательского опыта, анализ данных и обратной связи.
В целом, дизайн и юзабилити тесно связаны. Хороший дизайн учитывает принципы юзабилити, привлекает пользователей и улучшает конверсию.
Свежие обновления алгоритма Google под названием Penguin показывают, как развитие поисковых систем стимулирует улучшение взаимодействия сайтов и пользователей. Этот тренд начался в 2011 году с обновления Panda, основной целью которого было снижение рейтингов сайтов с «плохим» пользовательским интерфейсом.
Существует тесная взаимосвязь между юзабилити и SEO, которые взаимно дополняют друг друга. Качественное продвижение сайта в поисковиках приводит пользователей, а юзабилити их удерживает.
Интуитивно понятный и дружелюбный интерфейс влияет не только на лояльность потребителей, но и на имидж компании. Стильный дизайн, грамотный текст и понятная структура улучшают пользовательский опыт и отражают статус фирмы или бренда.
Занимается вопросами юзабилити сайта UI/UX-дизайнер, веб-дизайнер или Usability Specialist. Он проектирует, анализирует и совершенствует интерфейс, чтобы удержать посетителей и увеличить продажи. Специалист изучает, как человек взаимодействует с системой, контролирует, чтобы продукт отвечал запросам и потребностям аудитории, улучшая пользовательский опыт.
Эксперт по юзабилити может привлекаться к работе на стадии разработки веб-проекта или после его запуска.
Есть мнение, что одного раунда юзабилити-тестирования достаточно, а применение best practices полностью устраняет его необходимость. Это миф — проверять юзабилити необходимо регулярно, особенно на начальных этапах разработки продукта. Все потому, что требования поисковых систем и тренды в дизайне постоянно меняются, как и ожидания пользователей.
Существуют 6 основных элементов, над которыми необходимо работать для повышения юзабилити сайта. Необходимо учитывать:
Доступность означает, что пользователи всегда могут зайти на сайт. Все страницы, ссылки, кнопки и другие элементы должны работать корректно, чтобы посетителям было легко перемещаться по ресурсу. Сообщайте аудитории, если какая-либо веб-страница находится на техобслуживании.
Производительность связана со скоростью загрузки страниц. Размещайте сайт на высокопроизводительном сервере и оптимизируйте контент для ускорения загрузки и навигации.
Понятность означает, что каждый пользователь ориентируется, как перемещаться по сайту, и знает, как использовать элементы интерфейса. Не применяйте компоненты, которые могут отвлекать посетителей. Используйте уже знакомые им знаки, цвета, кнопки и типографику.
Релевантность связана с качеством контента и отвечает на вопрос, могут ли пользователи решить потребности через ваш сайт. Изучайте ЦА, чтобы быть уверенными в том, что ваши продукты могут решить проблемы потребителей.
Адаптивность означает, что веб-сайт должен поддерживать весь диапазон современных устройств — от десктопов до мобильных девайсов, а также одинаково хорошо отображаться в различных браузерах.
Обучаемость означает, что пользователи могут быстро научиться пользоваться вашим сайтом без сторонней помощи, а также легко возобновить взаимодействие с ним после перерыва. Для этого необходимо разрабатывать интуитивно понятный, простой и качественно структурированный интерфейс.
Помимо этого, позаботьтесь о современном привлекательном оформлении, чтобы людям было приятно находиться на сайте, качественном контенте и читабельных шрифтах. При этом, помните, что дизайн должен отвечать потребностям аудитории и соответствовать специфике деятельности компании.