Фирменный стиль кафе, брендинг кофейни: с чего начать и что делать? Пошаговая инструкция

Фирменный стиль кафе – это его визитная карточка и залог успеха. Зачастую посетители возвращаются в кафе снова и снова из-за особой атмосферы, которую ощущают в заведении. Именно поэтому так важно уделить достаточно внимания разработке фирменного стиля. Хотите подняться до уровня Starbucks по мощности брендинга и популярности среди аудитории? Тогда вам стоит неустанно вкладываться в брендинг своего заведения и постоянно развивать фирменный стиль. А чтобы эти процессы были успешными и приносили свои плоды в виде роста популярности и дохода, нужно начать с самого главного – прочтения этой статьи.

С чего начать брендинг кофейни: подготовительный этап

Прежде чем приступать к разработке концепции кафе или кофейни, дизайну проекта и составлению меню, важно сделать предварительную подготовку. Она подразумевает некоторые исследовательские и аналитические работы. А именно:

  1. Анализ рынка кофеен и кафе (в зависимости от того, какое заведение вы планируете открыть). Исследование рынка в выбранной нише – первый и обязательный этап разработки любого бренда. Это фундамент, на котором впоследствии будет выстраиваться вся концепция. Анализ рынка позволяет просканировать нишу и определить стратегию дальнейшего развития в ней. К тому же, тщательное исследование рынка убережет вас от ребрендинга и сопряженных с ним затрат, если первоначальная идея не сработает. Кроме этого, аналитика позволяет четко отследить динамику и структуру рынка, оценить объемы производства и продаж продукции/услуг, а также долю импорта и экспорта.

  2. Анализ главных конкурентов в выбранной нише. Всесторонняя аналитика конкурирующих предприятий крайне важна при разработке стратегии развития собственного бренда. Можно навести справки об историях их успехов и провалов – это прояснит картину будущей деятельности. Особое внимание нужно уделять поражениям конкурентов, чтобы уберечь себя от совершения тех же ошибок. На что еще нужно ориентироваться при изучении конкурентов:

  ассортимент;
     
  цены;
     
  бренд-платформы;
     
  социальные сети;
     
  рекламу.

Анализируйте каждый из этих параметров не с точки зрения, кто лучше или хуже вас, а с точки зрения того, что полезного вы можете почерпнуть для себя. Например, можно снизить цены или расширить ассортимент (или сделать его принципиально другим), чаще делать публикации в соцсетях и использовать самые эффективные каналы для рекламы, и так далее. В общем, анализ конкурентов – невероятно важное и нужное мероприятие, которое дает колоссальный объем полезной информации.

  1. Анализ целевой аудитории. Успешное развитие бизнеса, тем более кафе и кофейни, невозможно без четкого представления, кто является вашей целевой аудиторией. Чтобы это понять, нужно составить ее портрет. И помогут в этом ответы на вопросы:

  какой возраст, пол, семейное положение, профессия у вашего клиента?
     
  какой у него средний уровень дохода?
     
  чем он занимается (в том числе и свободное время)?
     
  что его привлекает в кофейнях, с какой целью он приходит?
     
  что может его оттолкнуть, вызвать недоверие и нежелание прийти снова?
     
  какие психологические крючки могут его «зацепить»?
     
  какие у него страхи/возражения?
     
  какие свои потребности он хочет закрыть, приходя в кафе?
     
  и так далее.


Портрет потенциального клиента должен быть максимально точным и детальным. Чтобы определить психоэмоциональные «крючки», на которые «клюнет» ваш потребитель, можно использовать соционику и теорию психотипов – они позволяют определить набор психологических характеристик своей аудитории и потом воздействовать на нужные эмоции. В результате этого анализа вы получаете социально-демографический и психологический портрет потребителя, который непосредственно влияет на фирменный стиль кафе и кофейни.

Хотите получить тщательно проработанный, детальный портрет целевой аудитории, а также анализ конкурентов и рынка? Обращайтесь в студию WeLoveBrands за максимально точной аналитикой.

Приступаем к созданию бренда кафе: что делать?

Итак, аналитика рынка и конкурентов проведена, портрет целевой аудитории составлен. Что же делать дальше? Вот тут и начинается самое интересное. Приступаем к позиционированию бренда.

Позиционирование бренда всегда разрабатывается на основе данных аналитики. Потому что в вашей кофейне может быть самый вкусный кофе в мире и самый стильный интерьер – люди не придут второй раз, если в первое посещение не получат желаемого настроения и эмоций. Именно по этой причине так важно продумать позиционирование бренда на рынке.

Чтобы определить свою позицию (а впоследствии и концепцию заведения), нужно ответить на следующие вопросы:

  что составляет сущность бренда и какие ценности лежат в его основе?
     
  какое обещание бренд дает потребителю, в чем выгода?
     
  что получает потребитель, приобретая бренд – в чем рациональная выгода?
     
  какими чувствами руководствуется потребитель, когда выбирает бренд – в чем эмоциональная выгода?
     
  какой характер у бренда (перечислите основные качества)?
     
  в каком тоне бренд общается с потребителем?

 

Дать четкие развернутые ответы на все эти вопросы, конечно, сложно. Но это нужно сделать, если хотите разработать действительно крутую концепцию.

Кстати, на пути осмысления позиции, многие владельцы кофеен и кафе оказываются перед довольно трудным выбором: воплотить свою мечту или следовать трендам. Давайте разберем оба варианта и их последствия.

Путь №1: следовать современным трендам. Что это означает: вы открываете свое кафе или кофейню, подгоняя ее фирменный стиль и позиционирование под запросы целевой аудитории. Что это дает: быстрая популярность среди потенциальных клиентов, отсутствие рисков. В чем опасность: отсутствие запоминающегося «лица» бренда – вероятность того, что заведение «потеряется» на фоне конкурентов, созданных под те же тренды, очень высока.

Путь №2: воплотить свою мечту. Что это означает: набраться отваги и открыть заведение, о котором всегда мечтали; ориентироваться только на свое видение, а не на тренды. Что это дает: индивидуальность, узнаваемость, яркость, отстройку от конкурентов. В чем опасность: ваше мнение может не совпадать с мнением целевой аудитории, поэтому идея может попросту «не зайти».

Каждый сам выбирает, по какому пути развития пойти. А если не хочется выбирать что-то одно, а хочется совместить оба подхода в эффективно работающее целое? Тогда обращайтесь в студию WeLoveBrands. Мы разработаем позиционирование и концепцию для вашего заведения, в которых будут гармонично сочетаться и ваше видение, и современные тренды, и потребности вашей целевой аудитории.

Фирменный стиль кофейни: составляющие

Фирменный стиль – это трансляция главной концепции заведения через различные каналы восприятия аудитории. Фирменный стиль кафе или кофейни разрабатывается с целью:

  повышения лояльности целевой аудитории – заведения с четко прослеживаемой философией гораздо чаще добиваются положительных откликов от посетителей;
     
  отстроиться от конкурентов – фирменный стиль и уникальная концепция способны ярко выделить кафе на фоне аналогичных предприятий;
     
  заявить о себе – качественный брендинг и ребрендинг позволяют создать запоминающийся образ и «разбавить» рынок;
     
  повышения узнаваемости бренда – яркий, уникальный, необычный фирменный стиль отлично запоминается аудиторией.

 

Помните, что каждая деталь в стилистике кафе или кофейни является важным элементом общей концепции бренда. И чем чаще аудитория будет видеть айдентику в точках контакта, тем больше у заведения шансов стать успешным и процветающим предприятием.

В целом фирменный стиль складывается из 4 составляющих:

  Визуальная – цвета, принты, логотип и все, что видит клиент.
     
  Вербальная – все звуки, которые слышит клиент, в том числе и музыка в заведении (громкость, репертуар, исполнители).
     
  Кинетическая – все, к чему прикасается посетитель (мебель, предметы декора, посуда и т.д.).
     
  Ассоциативная – обслуживание, подача блюд, ароматы и т.д.

 

Также нельзя забывать про экстерьер кофейни, ведь фирменный стиль не ограничивается только внутренним оформлением. Важно, чтобы внешний и внутренний виды кафе гармонировали между собой и были выполнены в едином стиле. Иначе можно вызвать у посетителей непонимание и ощущение диссонанса.

Разработка фирменного стиля кофейни: пошаговая инструкция

1. Создание мудборда (ассоциативной карты). Как правило, на такую карту помещаются самые яркие моменты и детали, из которых складывается общая концепция. Например, мудборд для кофейни в стиле вестерн может содержать оттенки коричневого, черного цветов и охры, ковбойскую шляпу, значок шерифа, кольт, сбрую, скачущего коня, одежду из кожи и замши, лассо, пустынные пейзажи Дикого Запада и так далее. Опираясь на ассоциативную карту, дизайнер будет работать над визуализацией данного образа в интерьере, экстерьере и декоре.

 2. Определение цветовой гаммы. На этом этапе дизайнер определяет доминирующие и вспомогательные цвета и оттенки будущего заведения. В этой гамме выполняется дизайн интерьера и вся документация заведения.

3. Разработка логотипа кофейни. Это база всего фирменного стиля, ключевой элемент, который собирает весь образ воедино. Логотип создается на основе мудборда и должен полностью соответствовать выбранной концепции и транслировать ее. Лого может сопровождаться подстрочником или быть без него – оба варианта допустимы и используются одинаково часто.

4. Разработка брендбука кафе (гайдлайна). Это руководство по использованию фирменного стиля и отдельных его элементов с пояснениями, почему был выбран именно этот стиль и что он означает.

5. Дизайн визиток кафе. Визитка – это одна из важных точек контакта заведения с клиентами и партнерами. Поэтому ее дизайн разрабатывается в рамках фирменного стиля и общей концепции кофейни.

6. Дизайн меню кофейни. Учитывая, что меню представляет собой ключевой элемент коммуникации кафе с посетителем и является главной точкой контакта, все позиции кухни и бара должны быть четко разделены и структурированы. Чтобы выделиться среди конкурентов и сделать уникальное узнаваемое меню (что, признаться, не так уж и просто), нужен нестандартный подход к его оформлению. Кроме использования элементов фирменного стиля (логотипа, шрифтов и цветовой гаммы), нужно стилизовать само оформление. Можно поэкспериментировать с разной фактурой бумаги, фотографиями блюд, способами печати и прочими фишками.

7. Посуда и расходные материалы. Некоторые владельцы кофеен не учитывают важность этого фактора, а зря. На самом деле внешний вид посуды и элементов сервировки очень важны для поддержания единого стиля кофейни. Может показаться, что это мелочь, на которой не стоит зацикливаться. Но именно из таких мелочей и формируется уникальный, неповторимый, продуманный единый образ заведения.

8. Интерьер. Уникальный дизайн каждого из перечисленных выше элементов важен. Но чтобы картинка сложилась в единое целое и концепция стала четкой и абсолютно понятной для целевой аудитории, важно выдержать стиль в оформлении интерьера. Цвета и оттенки, иллюстрации, шрифты, декор, фактуры, линии и пропорции – все должно повторять, поддерживать и дополнять выбранное направление.

9. Дизайн вывески. Вывеска – это еще одна точка контакта с аудиторией. Поэтому ее дизайн должен разрабатываться в рамках фирменного стиля. Она должна содержать логотип, название и слоган (или подстрочник), а также быть цепляющей, интересной и запоминающейся.

Чтобы создать уникальный фирменный стиль, который запомнит и полюбит целевая аудитория, важно разработать четкую концепцию и продумать ее до мелочей. А для этого важна работа целой команды профессионалов: дизайнеров, маркетологов, копирайтеров, фотографов. Работа команды студии WeLoveBrands. Мы сделаем ваш бренд ярким, броским, запоминающимся и любимым.

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов:

Вы уже проголовали!

Ваш голос учтен!

Средний рейтинг / 5