Получите презентацию услуг и консультацию специалиста
Лучшие люди индустрии курируют процесс разработки вашего бренда
→ Из бомжа в миллионеры. Успей заработать Bums — новая криптовалюта в Telegram, инвестируй и зарабатывай.
В современном мире не так много изобретений, которые существенно изменили жизнь людей. К их числу относятся копировальные ксерографические аппараты, первый из которых вышел на рынок под маркой Xerox.
Изобретение и внедрение ксерографии облегчило обмен информацией и упростило документооборот. Немногие знают, что разработав Ethernet, компания Xerox заложила основу сегодняшнего интернета, а рабочая станция Xerox Alto стала прообразом современных персональных компьютеров.
Рассказываем историю бренда, чье название стало именем нарицательным, и самые интересные факты о компании.
Xerox Corporation — американская технологическая компания, пионер в области офисных технологий и первый производитель копировальных аппаратов на бумаге. Выручка Xerox в 2021 году составила чуть более $7 млрд.
Xerox Corporation входит в число 50 самых крупных работодателей США и владеет 11,5 тыс. патентов. Офисы компании открыты в 160 странах мира.
Штаб-квартира находится в Коннектикуте, но большинство сотрудников остается в Рочестере (Нью-Йорк), где фирма была основана. Всего в компании работает около 23 300 человек.
«Ксерокс» входит в число самых крупных компаний в мире по уровню доходов – согласно списку Fortune 500.
В ассортименте представлены:
офисное оборудование, в частности сканеры, принтеры, многофункциональные системы, факсы, цифровые печатные машины;
компьютерная техника;
услуги по работе с документами.
Компании принадлежит Исследовательский центр Xerox PARC, где были разработаны современные вычислительные технологии (например, графический интерфейс пользователя, лазерная печать, текстовые редакторы, компьютерная мышь и др.). Эти разработки приняли Apple и Microsoft.
Основные конкуренты Xerox — Hewlett-Packard, Canon, Dell, Samsung. Официальный сайт: www.xerox.com.
Первым международным признанием бренда стала премия Деминга — высшая награда Японии за качество, которую учредили в 1950 году для поощрения сначала японских, а потом и международных компаний за достижения в области повышения качества. В 1980 году эту премию вручили совместному предприятию Fuji Xerox.
В 1990-х годах компания получила множество наград и премий, в том числе:
награду Австралии за выдающееся качество обслуживания;
первую европейскую награду «За качество» от Европейского фонда управления качеством;
Золотую медаль «За международные корпоративные экологические достижения» от Всемирного центра окружающей среды;
награду за экологические достижения Национальной федерации дикой природы.
В 1998 году журнал Working Mother, который помогает матерям найти баланс между карьерой и семьей, называл Xerox «одной из 100 лучших для работы компаний». 20 ноября 2019 года Mediacorp Canada Inc. признала «Ксерокс» лучшим работодателем Канады.
В 2019 году Xerox VersaLink C8000 назвали «выдающимся цветным принтером для больших рабочих групп», а VersaLink C9000 — «выдающимся цветным принтером для корпоративных сред».
Также многократными победителями конкурсов становились линии программного обеспечения компании. В 2022 году Xerox получила премию «2022 Document Imaging Software Line of the Year Award» за лучший в отрасли портфель решений для обработки документов.
Компанию Xerox основали в 1906 году в Рочестере. Она долгое время называлась The Haloid Photographic Company. Первоначально «Зирокс» (так произносится название бренда в английской транскрипции) производила и распространяла фотобумагу.
В 1938 году независимый физик Честер Карлсон изобрел процесс печати изображений с использованием электрически заряженного барабана и сухого порошка «тонера». В октябре 1942 года он зарегистрировал патент США на электрофотографию — технологию, которая вскоре произведет революцию в мире обработки и копирования изображений и документов.
22 октября 1948 года название и процесс ксерографии официально анонсировали на ежегодном собрании Оптического общества Америки в Детройте. В том же году слово «Xerox» было зарегистрировано как товарный знак.
Джозеф С. Уилсон, которого считают основателем Xerox в знакомом нам виде, принял руководство компанией Haloid от отца. Он распознал рыночный потенциал изобретения и в 1946 году подписал с Карлсоном соглашение о коммерческом использовании технологии копирования. Чтобы выделить новую систему, Уилсон придумал термин «ксерография», который происходит от греческого «сухое письмо». В 1958 году название фирмы было изменено на Haloid Xerox, а в 1961 году — на Xerox Corporation.
О компании по-настоящему узнали, когда в 1959 году она представила «самый успешный отдельный продукт всех времен» Xerox 914. Первый фотокопировальный аппарат на обычной бумаге был настолько популярным, что к концу 1961 года доход «Ксерокс» составил почти $60 млн, а в 1965 году превысил $500 млн.
В 1960-х компания существенно расширилась, а ее инвесторы стали миллионерами. В 1960 году в Вебстере, штат Нью-Йорк, открыли исследовательский центр ксерографии Wilson Center for Research and Technology.
В 1963 году Xerox реализовала концепцию Карлсона о копировальном аппарате, который мог бы поместиться на офисном столе, и представила первый настольный Xerox 813. Десять лет спустя на рынок вышло первое устройство цветной фотокопии.
1973, 1974 и 1975-й стали годами рекордной выручки. Открылись представительства фирмы во всей Северной Америке. В середине 1970-х компания представила Xerox 9200 с 9,2 тыс. копий в час для продажи типографиям. За ней последовала модель «9400» с автоматической двусторонней печатью, а затем – «9500» с функцией изменения масштаба изображения.
Выпуск цифровых копировальных аппаратов в 1990-х годах и обновление всего модельного ряда восстановили техническое господство Xerox. Новая разработка компании — высококлассные лазерные принтеры с встроенными сканерами – получила название МФУ (многофункциональные устройства). Одним из их преимуществ было подключение к общей компьютерной сети предприятия.
В 2003 году Xerox получила награду IEEE Corporate Innovation Recognition, которой Институт инженеров электротехники и электроники отмечает лучшие продукты и концепции в сфере электронных технологий. Она была выдана за линейку продуктов DocuTech, которая обеспечила цифровую передачу и хранение документов для печати с помощью одной машины.
В 2006 году компания зарегистрировала патент на «стираемую бумагу», на которой отпечатки сохранялись только в течение суток, что позволяло многократно ее использовать. Через год Xerox получила Национальную медаль США «За технологии» — высшую награду, которой президент страны отмечает ведущих новаторов.
2013-й стал для Xerox последним благополучным годом. Выручка превышала $13 млрд, а чистая прибыль — $1 млрд. С этого момента продажи каждый год падали в среднем на $450 млн, а в 2020 году «просели» сразу на $2 млрд. Чистая прибыль следовала тем же курсом.
Шансом для возрождения могло стать поглощение компании японской корпорацией Fujifilm за более чем $6 млрд, о котором Xerox объявила в 2018 году. Две компании уже имели опыт сотрудничества, создав в 1962 году совместное предприятие Fuji Xerox.
Предполагалось, что новая фирма сохранит это название и станет дочерней компанией Fujifilm. Однако против слияния выступили два основных акционера Xerox, которые сочли, что бренд недооценили в сделке. Xerox была вынуждена отменить соглашение.
А самым сильным ударом по бизнесу компании стала всемирная пандемия и массовый переход на ремоут. Так, в 2021 году Xerox получила $455 млн убытков.
В 1970 году Xerox открыла исследовательский центр Xerox PARC в Пало-Альто. На предприятии разработали множество современных компьютерных технологий, таких как графический интерфейс, текстовые редакторы и Ethernet.
На основе этих изобретений компания в 1973 году создала Xerox Alto — компактный компьютер, похожий на современную рабочую станцию. Устройство с первым в мире редактором «что видишь, то и получишь» WYSIWYG, первой коммерческой мышью, графическим пользовательским интерфейсом GUI и электронно-лучевым дисплеем стало прообразом персонального компьютера.
Alto не производили для продажи — Xerox не видела в нем коммерческого потенциала. Аппараты установили во всех офисах компании, а также в кабинетах правительства и Министерства обороны США. Внутри этих площадок рабочие станции объединялись в уникальную локальную сеть Xerox Ethernet с передачей данных по коаксиальным кабелям.
Вспоминая Xerox Alto, Стив Джобс сказал: «Они просто понятия не имели, что у них было». В 1980 году предприниматель предложил ключевым разработчикам PARC присоединиться к компании Apple, чтобы они могли полностью реализовать свои идеи.
В середине 1980-х Apple рассматривала возможность покупки Xerox, однако сделка не состоялась. Apple приобрела права на графический интерфейс Alto и адаптировала его для более доступного и коммерчески ориентированного персонального компьютера. Apple Macintosh выпустили в 1984 году. Он стал первой успешной коммерческой моделью ПК и первой, в которой сочетались графический интерфейс пользователя и мышь.
Пока финансовые показатели компании оставляют желать лучшего, а акции Xerox продолжают падать. Но эксперты считают, что могут вырасти доходы от технического обслуживания, большая часть которого была отложена из-за пандемии COVID-19. Она нарушила цепочки поставок для многих компаний, которые столкнулись с задержками в получении запчастей и продуктов.
Представители «Ксерокс» связывают будущее бренда с развитием и распространением технологии 3D-печати. С ее помощью можно повысить отказоустойчивость, гибкость и оперативность цепочки поставок, а также свести к минимуму риск сбоев.
Решение Xerox для 3D-печати жидким металлом позволит производителям изготавливать промышленные детали и комплектующие на месте производства без ущерба для качества и стандартов безопасности, а также существенно снизить затраты компаний, связанные с логистикой комплектующих.
Эксперты утверждают, что Xerox сможет восстановиться, если оперативно разработает и предложит пользователям линейку 3D-принтеров, которые компенсируют спад на рынке традиционных бумажных принтеров.
Эмблема корпорации Xerox — стилизованная градиентная бело-серая буква «X», которая огибает сферу красного цвета. Красный шар символизирует планету, а тонкие серебристые линии указывают на международную природу бренда.
Xerox как отдельная марка появилась на рынке только в 1960 году, но ее история восходит к началу 20 века, когда основали компанию Haloid. Хроника визуальной идентичности бренда будет неполной без упоминания эпохи Haloid и Haloid Xerox.
Первый логотип Haloid 1906 года представлял собой монохромную композицию, в которой горизонтально вытянутый овал с надписью располагался поверх факела. Текст был выполнен прописными буквами заказного рукописного шрифта с мелкими четкими засечками.
Эмблема компании изменилась еще раз до момента, когда в 1949 году на ней впервые появилось название «Xerox». Затем логотип несколько раз обновляли, а в 1968-м автор многих известных логотипов мировых брендов – дизайнерская студия Geismar & Chermayeff – создала дизайн знака, похожий на то, что можно увидеть сегодня. Агентство сменило цветовую палитру на красно-белую и переписало текст уникальным шрифтом с засечками. Контуры букв стали слегка суженными, а «R» – открытой.
В логотипе 2008 года известное бюро Interbrand объединило обновленный буквенный логотип и сферу с бело-серой стилизованной буквой «X». А в 2019 году компания упростила фирменный знак, сохранив стиль и цветовую палитру версии 2008 года, но убрала сферу.
Надпись из красных строчных букв на белом фоне выглядит современно и эффектно. Она символизирует переход компании на новые технологические стандарты и подчеркивает, что миссия Xerox уже не ограничивается поставками оборудования. Теперь это еще и эксперт в создании информационных технологий.
Название Xerox произносится как «Зирокс», но на постсоветском пространстве его привычное звучание «Ксерокс». Нейм происходит от древнегреческого слова «ξερός», которое переводится как «сухой», поскольку в то время использовалась ксерография.
Само же слово «ксерокс» употребляется в качестве синонима к ксерокопии. При этом, часто используется и глагол – ксерить, отксерить. Это происходит несмотря на то, что компания Xerox против такого употребления названия, ведь тогда торговая марка становится именем нарицательным. Поэтому бренд всячески борется в таким явлением и пытается убедить общественность не использовать название в качестве глагола.
В конце 50-х годов компания Haloid отправила в студию Уолта Диснея 7 копировальных машин, которые использовались при создании мультфильма «101 далматинец».
Модель 914 могла создавать 136 копий в час или 100 тыс. копий в месяц. Сегодня самый известный принтер не вышел бы на рынок из-за высокой пожароопасности: беспрерывное использование аппарата приводило к перегреву и возгоранию. Проблема была настолько серьезной, что компания Xerox бесплатно передавала… огнетушитель в комплекте с каждым копиром.
Riso ORPHIS X 9050 — самый быстрый в мире офисный принтер. Эта машина выдает более 150 полноцветных копий в минуту.
Исследовательскому центру PARC мы обязаны не только появлением графического интерфейса, прообразов персонального компьютера и мышки. Его специалисты также разработали популярную функцию «копировать–вставить». Впервые ее реализовали в текстовом процессоре Gypsy в 1970-х годах.
Хотите создавать продукты, которые «цепляют», запоминаются и выделяют ваш бренд среди конкурентов? Специалисты брендингового агентства WeLoveBrands проведут ребрендинг или разработают бренд с нуля, подчеркнув сильные стороны компании, продукта или услуги. Поможем эффективнее использовать все средства визуальной коммуникации: логотип, фирменные элементы, каталоги, упаковку и этикетку, визитки, оформление Facebook и Instagram, а также дизайн сайта. Свяжитесь с нами, чтобы обсудить свой проект.