Harley-Davidson: от велосипеда с двигателем от лодки до культового мотоцикла

США — родина множества влиятельных брендов. Coca-Cola, McDonalds, Windows и Facebook, а также множество других компаний заслужили любовь и лояльность клиентов благодаря мощным маркетинговым кампаниям и эффективному брендингу. По уровню характера, харизмы и целеустремленности немногие компании могут сравниться с Harley-Davidson.

Мы знаем более мощные, быстрые, удобные и технически совершенные мотоциклы. Однако даже Yamaha, Ducati, Suzuki, Kawasaki, MV Agusta, BMW и Honda не обладают таким мужественным характером и яркой индивидуальностью, как Harley-Davidson. 

Born in the USA: портрет компании и главные конкуренты 

Harley-Davidson — ведущий изготовитель мототехники из США. Один из двух крупных американских производителей байков, которым удалось пережить Великую депрессию.

Заводы компании располагаются в США, Бразилии, Индии и Таиланде. H-D продает мотоциклы, запчасти и брендированную продукцию: одежду и экипировку, домашний декор и украшения, аксессуары, масштабные модели мотоциклов и видеоигры. Общая стоимость активов составляет более $12 млрд, а операционный доход от продажи мототехники и сопутствующей продукции — $195,8 млн. 

Компания реализует продукцию преимущественно через сеть из почти полутора тысяч дилеров по всему миру. Из 242 тысяч проданных в США байков в 2020 году более ста тысяч приходилось на технику «Харли». Общее число проданных мотоциклов бренда в этом году превысило 180 тысяч. Главные конкуренты — японские Yamaha, Honda, Kawasaki и Suzuki, британский Triumph, американский Indiano, немецкий BMW и итальянский Ducati. 

История «Харли»: не обошлось без офиса в сарае и банкротства 

Глядя на достижения бренда, трудно поверить, что компания не всегда пользовалась славой и успехом. Несколько раз производитель легендарных байков даже был близок к банкротству. Бизнес, который в 1903 году в небольшом сарае основали братья Артур и Уолтер Дэвидсоны с другом Уильямом Харли, начался с идеи оснастить двигателем от моторной лодки обычный велосипед. После двух лет работы появился первый прототип, который тут же списали — он был недостаточно мощным, чтобы справиться с холмами родного Милуоки. 

Компаньоны решили отказаться от использования «велосипедной» концепции и строить мотоцикл «с нуля». Особенности конструкции рамы позаимствовали у "Milwaukee Merkel". Благодаря пространственной раме и силовому агрегату с увеличенным объемом «Харли» превратился в полноценный мотоцикл. Разработал новый двигатель инженер Оле Эвинруд, один из основателей североамериканской школы мотористов.

В 1904-м «Харли» впервые участвовал в гонках на "State Fair Park". Он пришел на финиш четвертым, а мотогонки стали первым документированным появлением мотоцикла бренда. Вскоре компаньоны открыли продажу двигателей, а потом и собранных байков. В 1905-м появился первый дилер.

1906-й — год начала строительства фабрики. Сначала на Chestnut Street (сейчас Avenue Juno) возвели здание из дерева площадью чуть больше 200 м². Сегодня тут располагается штаб-квартира «Харли». В первый год в новом здании собрали 50 экземпляров. Вскоре Уильям Харли получил инженерное образование, а фабрика увеличилась на один этаж. В следующем году собрали уже 150 байков. Важным этапом в развитии компании стало подписание договора на поставку мотоциклов городской полиции.

Байки 1905 и 1906 годов были оснащены двигателем с одним цилиндром объемом 440 см³. В начале 1907 года на выставке в Чикаго впервые показали «Харли» с увеличенным вдвое мотором V-Twin мощностью 7 «лошадок». Этот двигатель стал основой производственной серии на последующие десятилетия, а байки с ним преодолевали почти 100 км/ч. С 1908 по 1909 год объем выпуска мотоциклов вырос с 450 до 1150 экземпляров.

В 1911-м V-twin усовершенствовали, и его мощность выросла почти вдвое. Через два года старую фабрику снесли, а на ее месте построили кирпичный корпус. В 1914 году Harley продала более 16 тысяч мотоциклов. H-D опередила основного соперника — компанию Indian и стала топовым производителем байков в США.

Между Первой и Второй мировой

Первая мировая война стала началом военной карьеры «Харли». Вскоре после ее начала производитель выполнил военный контракт на поставку 500 байков в британскую армию. Вторым военным заказчиком стали США. За всю войну армия получила более 20 тысяч мотоциклов Harley-Davidson.

В первые мирные годы компания стала самым крупным мировым изготовителем байков. "H-D" продавались через дилеров в 68 странах, а годовой выпуск превысил 28 тысяч. В 1921 году заводской гонщик Отто Уокер победил в гонке, впервые показав среднюю скорость более 100 миль/час. Компания постоянно модернизировала технику. Появились новые технические решения, такие как мотор объемом 1,2 тысячи «кубиков», и элементы дизайна — например, каплевидный бензобак. Такую форму баков используют в большинстве байков до сих пор.

Великая депрессия подтолкнула менеджеров к нестандартным решениям. В 1933 году покупателям предложили заказать изображение орла в стиле арт-деко на бензобак. Это событие считают началом кастомайзинга — доработки внешнего вида и изменения технических параметров по индивидуальному заказу. В 1937 году гонщик компании «Петрали» на обтекаемом Knucklehead устанавливает всемирный рекорд наземной скорости — более 136 миль/час.

С началом второй мировой войны компания почти полностью остановила выпуск гражданских мотоциклов и перешла на выполнение армейских заказов. За всю войну «Харли» изготовила около 90 тысяч мотоциклов марки WLA, из них почти треть поставили в СССР. 

«Мирные» Harley

Сразу же после окончания войны «Харли» восстанавливает изготовление гражданских моделей. В 1947 году гости ежегодного собрания дилеров по приглашению компании посещают новейший завод в штате Висконсин. Сегодня там работает «Центр разработки новых продуктов» имени Дэвидсона.

В начале 50-х покупатели отдают предпочтение легким британским мотоциклам. В ответ Harley-Davidson создает модель 45 c.i. Отметив 50-летие, "H-D" до конца века остается единственным изготовителем серийных байков в США.

Устаревшие "WR" и "WRTT" не могут сравниться с британскими "Triumph". Гоночный отдел «Харли» представляет новый гоночный байк "KR" с 750-кубовым двигателем. В 1955 году новый "KR" начинает серию из семи последовательных побед "Daytona 200", которая включает последнюю гонку на старой пляжной трассе и первую гонку на новой международной гоночной трассе "Daytona International Speedway".

Harley-Davidson расширяет производственную линейку и выпускает скутер, а в 1962 году выкупает лодочную компанию Tomahawk и начинает изучать возможностей стекловолокна. Уже через три года у «Харли» две модели с электрическим стартером.

Осознавая угрозу, которая надвигалась из Японии, акционеры в 1969 году передают акции "H-D" компании American Machine and Foundry Company. AMF могла бы принять вызов со стороны технически более совершенной и доступной Honda. Однако менеджеры AMF не справляются с требованиями времени. Качество Harley-Davidson падает, дилерам приходится восстанавливать двигатели по гарантии, а журналы жестко критикуют новые тестовые модели. 

После многих лет слабого менеджмента AMF бренд потерял лояльность клиентов, а вместе с ней и прибыль. Когда группа руководителей "H-D" в 1981-м предлагает купить подразделение за $75 млн, AMF быстро соглашается. Начинается финансирование разработки новых продуктов и проводится жесткий контроль качества. Если бы не эти шаги, возможно, бренд Harley остался бы только в истории.

В 1991 году компания представила FXDB Dyna Glide Sturgis — первый мотоцикл серии Dyna, которая и сегодня составляет основу производственной линейки «Харли». Через год "H-D" заменяет на всех байках приводные цепи на ремни, которые обеспечивают более плавный ход, дольше служат и освобождают владельцев от необходимости регулярно смазывать и регулировать систему привода. 

С 1996 года открывает новые логистические хабы и производства, включая дизайнерский центр в Милуоки и завод в Бразилии. Отпраздновать 100-летие "The Motor Company" в Милуоки приезжают 250 тысяч человек. В 2008 году компания объявляет об открытии крупного музея в Милуоки.

Награды и достижения Harley-Davidson

«Харли-Дэвидсон» — неоднократный победитель всемирных и североамериканских гонок в разных категориях. Компания также установила мировые рекорды скорости в 1912, 1913, 1915, 1919, 1920, 1926 и 1937 годах.

«Харли» особенно гордится двумя армейскими наградами «E», которые получила за выдающиеся достижения во время Второй мировой войны. Этими наградами отмечали компании, чьи производственные мощности достигли «Превосходства в производстве» военной техники. К концу войны награду «E» получили только четыре тысячи компаний из более чем 85 тысяч тех, которые занимались производством техники и материалов для военных нужд США. В 2021 году "Harley-Davidson Pan America 1250 Special 2021" стал «мотоциклом года» по версии популярного специализированного сайта Motorcycle.

Миссия, ценности и стратегия бренда «Харли»

Компания заявляет: «Нас интересует не столько конструирование транспортных средств, сколько вечная жажда приключений. И духовная свобода». Визия бренда заключается в «создании собственной легенды и развитии индустрии при помощи инноваций, эволюции и искренних эмоций». 

Компания разработала план развития на 2021–2025 годы. Особые усилия Harley-Davidson направляет на достижение доминирования в сегменте электробайков. Компания гордится лидерской позицией в этой сфере, которую достигла после выпуска "LiveWire". Модель уже признали лучшим электрическим мотоциклом в мире. Для укрепления лидерства «Харли» создала специальное подразделение, которое будет производить только электробайки.

Фирменный стиль и логотипы «Харли»

Harley-Davidson — самый известный производитель мотоциклов. Неудивительно, что его логотип не менее популярен. Лого «Харли» — важнейший элемент маркетинга не только байков, но и всех сопутствующих товаров: футболок, курток, ботинок, товаров для дома, сада и ручных часов. 

Покупая продукцию бренда "Harley", можно обнаружить, что на нее нанесены разные лого. Самое известное, "Bar & Shield", почти не изменилось с 1910 года. Планка со словами "Harley-Davidson" располагается на щите с надписью "Motor Cycles". Компания собрала первый байк в 1903 году, а логотип создали только в 1910-м — и уже тогда это были характерные полоса и щит, знакомые нам сегодня. Это лого считают одним из самых запоминающихся в мире. Эксперты утверждают, что оно обладает харизмой, символизирует силу и величие.

Логотип 1910 года выполнили в двух оттенках серого, надпись "Harley-Davidson" и рамка вокруг нее — белым, а "Motor Cycles" — черным цветом. Создатели выбрали угловатый шрифт, который отлично передает суровое настроение. "Bar & Shield" с годами видоизменялся и обретал разные цвета, но основная форма — планка со щитом — осталась. Оранжевый и черный стали преобладающей палитрой из-за их могучей и несколько мрачной энергии.

Harley-Davidson создавала логотипы для празднования важных событий и крупных юбилеев. Например, логотип 1953 года посвятили 50-летию компании. Букву "V" включили в честь V-Twin двигателя, который чаще всего используется в мотоциклах компании. Кроме того, буква "V" стала символ победы бренда над временем. Медальная версия этого логотипа появилась на передних крыльях мотоциклов 1954 года. На 100-летие Harley компания создала «логотип века» — в "Bar & Shield" добавили крылья, которые символизируют свободу и силу. 

Вилли Джи Дэвидсон, внук соучредителя Уильяма Дэвидсона — один из людей, которые совершили самый большой вклад в развитие Harley-Davidson. В 1969 году Вилли Джи стал вице-президентом по стилю. Он утверждал дизайн мотоциклов и разрабатывал графические элементы.

Самая популярная графика его авторства — эмблема Daytona Bike Week 2000 года с черепом. Лого за сутки стало и до сих пор остается фаворитом среди любителей Harley по всему миру.

Еще один важный логотип — "Screamin' Eagle". Его создали для брендинга подразделения по производству и продаже запчастей. Название позаимствовали у легендарной 101-й воздушно-десантной дивизии армии США «Кричащие орлы». 

Все логотипы можно увидеть на различных товарах Harley-Davidson: на кофейных чашках, футболках, толстовках, классических рубашках, кожаных куртках, жилетах, предметах декора для дома, бара и гаража. Их используют в ювелирных изделиях, часах "Bulova", обуви и аксессуарах, таких как солнцезащитные очки, головные уборы, кошельки и портмоне. 

Эпоха всеобщей «электрификации» отразится в новейших лого «Харли». Компания подала заявку на регистрацию двух новых логотипов. Их будут использовать на электрических мотоциклах, велосипедах и запасных частях. Первый лого представляет собой классический щит с буквами "H-D” и молнией между ними, второй — круглый щит с надписью "Harley-Davidson" в наружном круге и молнией внутри. Недавно компания зарегистрировала бренд "Rude Boy" для электровелосипедов, поэтому можно ожидать появления новых эмблем.

Необычная реклама и интересные факты о Harley-Davidson

Компания пережила две мировые войны и множество финансовых кризисов, при этом ее продукция по-прежнему хорошо продается, а аудитория бренда — максимально лояльная. Примечательно, что владельцы мотоциклов Harley-Davidson преимущественно не пересаживаются на продукцию других производителей. Мы собрали самые интересные и знаковые события из истории компании:

  • «Харли» поставляют мотоциклы для нужд полиции уже больше 100 лет;

  • мотоциклы компании первые преодолели планку 100 миль/час;

  • компания пыталась запатентовать «рычащий» звук двигателя, как товарный знак;

  • первый американский солдат, который пересек границу Германии после победы в Первой мировой войне, сделал это на «Харли»;

  • "H-D" — основатели культуры «чопперов»;

  • Harley-Davidson с 2016 года ведет собственное телешоу на канале "Discovery";

  • во всем мире 12% водителей «Харли» — женщины, в США — более 20%;

  • каждые пять лет фаны бренда устраивают «поездку домой», совершая паломничество под названием "Harley-Davidson Ride Home" в Милуоки.

Мотоциклы бренда навсегда вошли в историю и культуру США. Бунтарский образ 14 моделей Harley-Davidson стали главными героями сериала "Sons Of Anarchy", который транслировали с 2008 по 2014 год.

У Harley-Davidson нет равнодушной аудитории — внешний вид, технические характеристики, история и фирменный звук мотоциклов можно только обожать или не любить. Однако точно известно: мотоциклы компании обрели миллионы поклонников и давно вышли за рамки национального статуса.

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов:

Вы уже проголовали!

Ваш голос учтен!

Средний рейтинг / 5