Как «выстрелил» Chupa Chups: простая идея в точку и логотип от гения

Представителей компании Chupa Chups всегда встречают с улыбкой, а карамель на палочке у всех ассоциируется с детством и хорошим настроением. Сегодня непросто найти человека, который не знает названия самой известной в мире конфеты.

Численность населения Земли составляет около 8 миллиардов человек, а леденцов Chupa Chups за год производится 4 миллиарда. Получается, что каждый второй житель планеты в год съедает хотя бы одну круглую сладость. Кроме того, каждую секунду в мире покупают более ста «Чупа Чупсов».

Карамель №1 в мире: производство и главные конкуренты 

Первая фабрика, которая и сейчас является главной производственной площадкой, расположена в Барселоне. Бренд и права на производство принадлежат итальяно-нидерландской компании Perfetti van Melle с главным офисом в Амстердаме. Постоянное увеличение спроса на продукцию стимулировало открытие второй фабрики в Испании, затем запустили производства во Франции, России, Мексике, Бразилии и Китае.

В 2021 году Chupa Chups продает свою продукцию в более чем 160 странах мира. Выручка компании за 2019 год составила более 95 миллионов евро.

Под торговой маркой выпускают:

  • карамель на палочке: фруктовую, сливочную и с жевательной резинкой. Производится в четырех размерах — мини, стандартная, XXL и гигантская (735 грамм), или Mega;

  • мармелад;

  • шипучую карамель B-POP;

  • надувную жевательную резинку;

  • шоколадные шары с игрушкой в середине;

  • сладкую мармеладную пиццу.

Недавно компания представила новинку — уникальную карамель Cremosa со вкусом клубники и сливок без сахара. 

С начала 90-х годов прошлого столетия продукцию Chupa Chups в Украину ввозили независимые импортеры, а с июня 2002 года — специализированное предприятие «Чупа Чупс Украина». 

Конкурентами бренда можно считать все компании, представляющие кондитерскую промышленность. С другой стороны, карамель настолько уникальна, что близких соперников у нее практически нет. Наибольшую угрозу, по мнению представителей «Чупа Чупс», несет контрафактная продукция. Подделки не причиняют значительный материальный ущерб, но низким качеством бьют по имиджу бренда. 

Карамель на палочке изготавливают практически в каждой крупной стране. По популярности, распространенности в торговых точках и объемам продаж местные бренды не могут сравниться с Chupa Chups даже на локальных рынках. 

В Украине карамель на палочке производят: корпорация «Рошен» под торговой маркой Roshen LolliPops и кондитерская фабрика «Меркурий», торговая марка «Рокс».

Создатель Chupa Chups – кто он?

Энрике Бернат — создатель самой знаменитой карамели. Родился в семье кондитеров в трех поколениях. Интересно, что его дед, который основал кондитерское производство, стал первым изготовителем карамели в Испании. Позже Энрике вспоминал, что карамель, секреты и способы ее производства были главной темой домашних разговоров в его семье. 

Гражданская война в Испании заставила семью переехать в родную деревню деда Энрике. Там они наладили небольшое производство, продавали шоколад и пирожные собственного изготовления. В 12 лет Энрике стал главой небольшого бизнеса. В период войны основной трудностью был дефицит сахара, муки, сливочного и растительного масел. Их пришлось заменить растертыми орехами, зерновыми, медом и уваренными соками.

В студенческие годы Энрике занимался сбытом продукции кондитерской фабрики, на которой начал работать вместе с отцом. Работа не соответствовала его амбициям, и в 25 лет он открыл бизнес — изготовление молочных коктейлей, прохладительных напитков и конфет к праздникам. В это же время Энрике часто вспоминает любимые запахи детства, мечтая о собственном производстве карамели. 

Формула успеха: наблюдательность, упорство, научный подход 

В начале 1950-х Бернат начинает работать в молодой кондитерской компании Granja Asturias S.A. Ее кондитеры производили около 200 наименований сладостей, но фабрика была на грани закрытия. Молодой и инициативный Энрике фактически спас ее. В благодарность собственники передали Бернату права на половину предприятия. Тогда же он предложил сократить производство до выпуска одной карамели. Партнеры не согласились, и в 1958 году Бернат выкупает у них оставшиеся 50% компании.

Получив полную свободу действий, новый хозяин заказывает маркетинговое исследование. Его цель — определить основных потребителей карамели. В те годы подобные «ресерчи» проводили единицы. 

Бернат также хотел понять, что сдерживает продажи сладости. Он заметил, что производимые в то время 45-граммовые леденцы крайне неудобны — их рассасывание занимало много времени. Кроме того, облизывая их, дети пачкали руки. Это создало необходимость использовать палочки. Сначала их делали деревянными, позже компания перешла на пластик. 

Первые продажи карамели Энрике осуществлял, привозя на рынок большой ящик с продукцией. Позже начал развозить карамель по магазинам. В то время товары размещались за спиной продавца, а пространство возле касс было свободным. Энрике убедил хозяев выставлять карамельный продукт в кассовой зоне. Карамельки находились на уровне глаз детей и привлекали внимание.

В 1957 году Бернат патентует свое изобретение и на 20 лет становится единственным изготовителем такой карамели. Завоевав испанский рынок, он запланировал экспансию в Европу. И для этого конфете нужна была этикетка с сильным притягивающим логотипом. Фирменный знак разработал Сальвадор Дали. Легенда гласит, что знаменитую эмблему в виде ромашки художник с нескольких попыток нарисовал на обрывке газеты. 

Главные ценности бренда — безопасность и натуральность 

Когда большинство производителей снижали себестоимость продуктов, Энрике Бернат продавал самую дорогую карамель в массовом сегменте. Еще на старте производства он отказался от использования синтетических ароматизаторов и красителей. Красный цвет «Чупа Чупс» придавал свекольный сок, оранжевый — куркумин и паприка, зеленый — хлорофилл, коричневый — жженый сахар.

Для определения длины палочки проводилось специальное исследование. За все время производства карамели не зафиксировали ни одного случая, когда ею бы подавился ребенок. Благодаря своей ответственной позиции компания никогда не получала исков в вопросах, связанных с ущербом для здоровья.

Миссия Chupa Chups 

Компания Perfetti Van Melle, которая с 2006 года владеет брендом Chupa Chups, декларирует миссию, как мировое лидерство в области кондитерских изделий:

  • Разрабатывать, производить и продавать высококачественные и инновационные продукты для потребителей за счет эффективного использования ресурсов и в сотрудничестве с деловыми партнерами.

  • Создавать для сотрудников полноценные рабочие места, основанные на доверии и взаимном уважении.

  • Ценить роль, которую компания играет в сообществах как социально и экологически ответственная организация.

  • Генерировать экономическую ценность за счет постоянного роста дохода.

Визия компании основана на осознании своей роли и ответственности. Качество, инновации, знание рынка и ориентация на пожелания потребителей — основа, на которой Perfetti Van Melle достигла успеха за декады.

Принципы компании:

  1. Честность и бескомпромиссность. Миссия компании — вести бизнес честно и с уважением к тем, с кем она поддерживает отношения.

  2. Стремление к совершенству. Неустанное внимание уделяется деталям на каждом этапе, а ресурсы используются наиболее эффективно.

  3. Ориентация на потребителя. Компания часто проводит маркетинговые исследования, а также изучает привычки потребителей, чтобы предлагать им высококачественные, современные и инновационные продукты.

  4. Забота о сотрудниках. По словам топ-менеджеров, в Chupa Chups справедливо относятся к людям, ценят разные стили, навыки, опыт и знания. В компании считается, что различия приводят к большему творчеству и лучшему пониманию. Бренд поощряет инициативность, ожидая, что сотрудники будут подходить к работе с энтузиазмом и целеустремленностью. В компании также доступно обучение и программы повышения квалификации.

  5. Социальная и экологическая ответственность. Еще одно правило компании — уважать законы стран, в которых она работает, а также способствовать прогрессу местных сообществ в соответствии с законной ролью бизнеса. Производство продукции Chupa Chups организовано с соблюдением экологических норм, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду.

Этим компания завоевывает инвесторов, партнеров и влюбляет в себя клиентов со всего мира, а ее доходы неизменно растут. 

«Космическая Одиссея» Chupa Chups

«Чупа Чупс» — первая карамель, которая… побывала в космосе. Космонавты тоже люди, им так же, как и всем, хочется сладкого. В условиях невесомости даже привычные продукты могут быть неудобными. Карамель на палочке оказалась идеальным межпланетным «десертом», и в 1995 году отправилась на Международную космическую станцию «Мир».

Спортсмены и Chupa Chups: табу на сладость или взаимовыгодное сотрудничество? 

Бренд карамели — активный участник модных и спортивных событий. В 2015 году Chupa Chups и fashion-ритейлер H&M заключили партнерское соглашение и запустили совместную коллекцию одежды. В 2017 компания объединилась с The Rodnik Band, лондонским лейблом в области искусства и моды, известным своим стилем поп-арт и ироничным взглядом на моду. 

Филип Колбер, художник и дизайнер The Rodnik Band, решил вернуться к знаменитому происхождению карамели, и отправил бренд в сюрреалистическое путешествие. Он создал смелые поп-скульптуры, картины, а также коллекцию одежды и аксессуаров с красочными принтами. Совместная коллекция Chupa Chups и The Rodnik Band демонстрировалась на знаменитой Неделе дизайна в Милане, привлекла внимание СМИ и посетителей. Под торговой маркой Chupa Chups также выпускают популярные линии парфюмерии и косметики.

Игра легендарного футболиста и тренера Йохана Кройфа принесла ему три «Золотых мяча». Когда в 1991 году врачи запретили ему курить, Кройф перешел на... конфеты Chupa Chups. Миллионы болельщиков видели Йохана на тренерской скамейке с карамелью во рту. После этого за два года продажи «Чупа Чупса» в Испании увеличились в 7 раз.

А к 50-летию Chupa Chups была изготовлена карамель весом 735 грамм. Компания организовала праздничные мероприятия в разных странах, но главным событием стал масштабный концерт в Барселоне, в котором участвовали звезды-поклонники знаменитой карамели со всего мира.

Название Chupa Chups и эволюция логотипа

Первое название конфеты – Gol – было ассоциативным. Здесь проводилась аналогия: круглая карамель, как мяч, залетает в рот, словно в футбольные ворота. Но этот нейм не особо вдохновлял владельца фабрики. Поэтому, когда вышла новая рекламная кампания со слоганом «Chupa, chupa, chupa Chups», который напевали в ролике и который тут же подхватили многие дети и взрослые, было решено сменить название на Chupa Chups. Эти слова созвучны со словом «Сhupar», которое с испанского языка переводится как «сосать».

Что касается лого, то красная надпись «Chups», выполненная привлекательным фирменным шрифтом, сменила «Gol» в 1958 году. В 1961 к ней добавили слово Chups, изображенное печатными черными буквами, а в 1963 убрали наклон, и название расположили горизонтально. Шрифт стал чуть толще и лучше воспринимался потребителями. 

Главная трансформация лого произошла в 1969 году, когда культовый художник Сальвадор Дали оформил его с узнаваемым элементом «Ромашка».

Успех логотипа также определяло его расположение на этикетке. В то время общепринятым было размещение лого сбоку. Художник же изобразил знак по центру конфеты. Так ромашка с названием была видна со всех сторон. 

Сколько заплатил Бернат за этот логотип, неизвестно. Поэт-сюрреалист Андре Бретон утверждал, что Дали больше всего любил «dinero» (на испанском — деньги) и редко совершал бескорыстные поступки. 

Достижения компании — результат труда одного из самых известных испанцев. А логотип Chupa Chups — «плод» встречи двух великих мастеров. 

Хотите получить такой же яркий, живой и хорошо запоминающийся логотип? А может вам одного лого недостаточно? Ведь для создания интересного визуального образа нужны и другие элементы коммуникации – название, слоган, фирменные цвета, упаковка, визитки, дизайн сайта и т.д. 

Брендинговое агентство WeLoveBrands поможет улучшить имидж вашей компании, отстроится от конкурентов и привлечь новых клиентов путем разработки сильного образа. Чтобы получить консультацию и задать свой вопрос дизайнеру, позвоните нам по телефону или напишите в чате.

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов:

Вы уже проголовали!

Ваш голос учтен!

Средний рейтинг / 5