Получите презентацию услуг и консультацию специалиста
Лучшие люди индустрии курируют процесс разработки вашего бренда
→ Из бомжа в миллионеры. Успей заработать Bums — новая криптовалюта в Telegram, инвестируй и зарабатывай.
У одних людей сочетание отдельных несвязанных между собой элементов в одном объекте или композиции вызывает интерес, у других, наоборот, не находит понимания. Если вы относитесь к первой группе, то скорее всего, стиль под названием «Дада» не останется незамеченным вами. О том, что представляет собой это не самое известное в изобразительном искусстве авангардистское течение, и пойдет речь дальше.
Стиль Дада представляет собой одно из направлений художественного движения европейского авангарда. Какое-либо строгое определение ему найти нельзя, поскольку это противоречит самой его сути.
По мнению основоположников рассматриваемого стиля, в разных языках Дада имеет разное значение, но это всегда что-то бессмысленное. Описать Дадаизм можно такими словами, как абсурд, хаос, ирония, авангард.
Дадаизм зародился как реакция на последствия Первой мировой войны в 1916 году в кабаре «Вольтер» в швейцарском городе Цюрихе. Его создателями считаются Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. А предтечей Дадаизма стала парижская «школа фумизма», которая появилась почти на 40 лет раньше во главе с художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Алле.
Последователи стил Дада в знак борьбы с капиталистическим обществом отвергали логику и создавали новую эстетику, насмехаясь над буржуазной европейской культурой, которая, как они считали, и привела к Первой мировой войне.
В отличие от других течений, у Дадаизма не было своей программы действий и правил. Приверженцы этого стиля стремились к свободе во всем и от всего, и не признавали никаких авторитетов.
В 1922 году интерес к Дадаизму стал угасать. А в 1924 году даже было заявлено о том, что Дада поглощен сюрреализмом. Но в 2016 году столетие Дада с размахом отмечали по всему миру, так что этот стиль не умер, а продолжает жить и по сей день, находя применение в графическом дизайне.
Философия Дадаизма заключается в полной свободе искусства, а его постулаты направлены против установленных культурных стандартов. Работы, выполненные в стиле Дада, вызывают не только удивление и благоговение, но и другие эмоции - от от возбуждения и смеха до замешательства и гнева.
Основными признаками стиля Дада были и остаются:
иррациональность;
отрицание признанных в искусстве канонов;
цинизм;
разочарованность;
бессистемность.
Стиль, который можно охарактеризовать как насмешку над старыми порядками и общественным мнением, подходит для использования в креативных рекламных кампаниях молодежных брендов одежды, создания визуального образа стартапов или дизайна ивентов и т.п.
Для Дада характерно использование типографики с большими и маленькими буквами в разных шрифтовых стилях и цветах, а также фотомонтажа. Из скомбинированных в этой стилистике изображений люди могут «прочитать» историю даже без текста. Кроме того, Дадаизм использует много белого пространства, а изображения в композициях могут размещаться самыми разными способами: друг над другом, по горизонтали, по диагонали.
Идеи Дадаизма стоит использовать в дизайне осторожно, учитывая, на какую целевую аудиторию ориентирован продукт. Потому что взрослая и консервативно настроенная публика вряд ли воспримет такой дизайн положительно, в отличие от более прогрессивного молодого поколения. А чтобы использование элементов стиля Дада в графическом дизайне не напоминало китч, работу лучше доверить умелым рукам.
Просматривая портфолио отдельных фрилансеров и дизайн-студий, можно заметить, что Дадаизм продолжает оказывать свое влияние на современных представителей творческих профессий.
В 2020 году многие дизайнеры делают ставку на коллаж. По их мнению, благодаря использованию этой фрагментарной техники открываются новые сцены и неожиданные отношения между графическими элементами. Такие коллажи отлично подходят для создания редакционных иллюстраций, плакатов, книжных обложек. Часто на них можно увидеть абстрактные изображения, а также предметы повседневного обихода.
Дизайнеры смешивают изображения, казалось бы, из разных вселенных (например, фотографии и иллюстрации). При этом изображения остаются с угловатыми краями и белыми контурами, которые возникают в результате быстрой и неаккуратной нарезки и вставки. Эффект заключается в создании так называемой асинхронной красоты путем объединения разрозненных элементов в общей композиции.
Современные логотипы в стиле Дада — это фирменные знаки с примесью иронии и абсурда. Такое решение подойдет, если вы хотите подчеркнуть индивидуальность своего бренда довольно смелым и необычным способом.
Выбирать или нет дадаизм для оформления фирменного стиля — зависит от специфики и целей вашего бизнеса. С целью повышения узнаваемости бренда логотипы, выполненные в стилистике Дада, могут быть размещены на визитках и сайтах арт-галерей, салонов красоты, кофеен и ресторанов.
Также имеет место печать айдентики в Дада-стиле на одежде сотрудников компаний, сувенирной продукции и т.п.
Сегодня идеи дадаизма находят отражение в разработке дизайна современных упаковок для товаров самого разного предназначения.
К примеру, оригинальные абстрактные изображения могут украшать обложки музыкальных дисков, упаковки бритвенных принадлежностей для мужчин и косметических наборов для женщин.
Многих дизайнеров Дада-стиль вдохновляет на создание выразительного и эффектного дизайна упаковок для продуктов питания (острых соусов, снеков, шоколада, мороженого, протеиновых коктейлей).
Если сравнивать с упаковкой товаров, то черты дадаизма в дизайне веб-сайтов и социальных сетей пока встречаются реже. Однако, некоторые компании заказывают дизайн в стиле Дада как для оформления страниц классических сайтов, так и лендингов.
Интересно то, что отдельные дизайнерские элементы при этом могут совсем не сочетаться между собой. К примеру, не соответствующие друг другу элементы собраны в изображениях на обложке блога OtomPotom для немецких предпринимателей. Это сделано с той целью, чтобы проиллюстрировать абстрактные темы, которым посвящен контент сайта.
В Украине и соседних странах Дадаизм известен не так широко, как у себя на родине. Одним из немногих отголосков этого направления в искусстве можно назвать группу «Ничевоки», которая существовала в 1920-1922 годы в Советской России.
Еще один пример связан со знаменитой на весь мир картиной Казимира Малевича «Черный квадрат». Оказывается, история этой работы своими корнями уходит в новаторский мир Дадаистского театра, где она появилась на свет в качестве театральной декорации.
В большинстве своем консервативная украинская публика еще не способна по достоинству оценить идеи Дада в силу их специфичности и авангардистского характера, в отличие от более прогрессивных европейских стран.
Однако, некоторых украинских дизайнеров вдохновляют идеи Дадаизма. Это проявляется в разного рода работах наподобие Моны Лизы с подрисованными усами и других, которые создаются в рекламных целях.
Помимо стихов, песен на манер молитв, Дадаисты создавали скульптуры, картины и плакаты. Наиболее распространенной формой творчества был коллаж .С распространением данного течения по Европе появились три школы Дада плаката:
Цюрихский «случайный» коллаж. В Цюрихе поклонники стиля Дада делали акцент на произвольности комбинирования элементов при создании коллажей. В изобразительном искусстве это отражалось в том, что Ханс Арп хаотично высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их в тех местах, где они оказались.
Берлинский манифестационный коллаж. Его можно описать как многосоставный и визуально насыщенный с ярко выраженным политическим, протестным зарядом. В берлинских коллажах часто встречаются фрагменты фотоснимков, а сами авторы называют себя «фотомонтажниками», абстрагируясь тем самым от образа творцов и подчеркивая сходство с рабочими промышленных предприятий.
Кельнско-ганноверский поэтический коллаж. В работах Макса Эрнста (г.Кельн), а также в картинах Курта Швиттерса (г.Ганновер) коллаж наделен свойствами поэтического произведения.
Идеи Дадаизма также добрались и до Америки. В Нью-Йорке у истоков этого течения стоял художник Марсель Дюшан. Вместе со своими коллегами он участвовал в создании ассоциации, деятельность которой была направлена на развитие и признание современного искусства в США и открыла путь для появления Нью-Йоркского музея современного искусства.
Сегодня в мире творят как приверженцы современного неодаизма, так и верные классическому Дадаизму художники. К числу последних принадлежит ирландка Лола Дюпре, которая вручную создает коллажи из разрезанных фотоснимков, моделируя изображение заново.
Если говорить о коммерческих работах, то здесь стоит упомянуть о коллажах для рекламной кампании Carven SS 2014, созданных уже без помощи ножниц и клея, а с использованием Photoshop и Lightroom.
Главное, что нужно помнить при работе со стилем Дада — не переборщить с абсурдностью. Поэтому очень важно найти дизайнера с умелыми руками. Сделать это можно:
на фрилансе. Но процесс может занять много времени, при этом вы не будете защищены с юридической точки зрения, т.к. практически все фрилансеры работают без договора на оказание услуг. Цены на разработку дизайна здесь стартуютот 500 грн — упаковка, от 1 500 грн — логотип, от 2 500 грн — сайт.
в студии дизайна. Разработка дизайна в специализированной компании обойдется вам от $20 за полиграфию, от $130 - за фирменный стиль, от $150 за логотип.
В обоих случаях точная стоимость формируется с учетом объемов и сроков выполнения работ. Чтобы уточнить интересующие вас детали в студии WeLoveBrands, позвоните или напишите нам в онлайн-чат.