Негативное пространство: как создать выразительный и интригующий дизайн

Дизайн – это не только векторные фигуры, изображения, шрифты и цвета, но еще и свободное пространство вокруг текста и картинки. Эти области играют весомую роль, поскольку определяют границы объектов, создают связи между ними и влияют на восприятие информации. Такое пространство называется negative space. Негативное пространство, то есть пустота вокруг изображений и надписей, помогает донести нужный посыл до аудитории, делает текст и картинку понятнее, а иногда образует отдельный интересный символ, привлекая тем самым внимание потребителей.

Эта область «поддерживает» основное изображение, делая его выразительнее, выделяет важные детали или же наделяет элементы дополнительным смыслом.  

Прием используется в разных направлениях (в веб-дизайне, полиграфии, рекламе, логотипах и упаковке) и является трендовым в графическом дизайне.

Что такое негативное пространство и в чем его преимущества?

Негатив спейс (англ. negative space) представляет собой пустое место, которое находится вокруг, возле и между разными объектами и элементами дизайна. 

Эти области используются дизайнерами для усиления смыслов и выделения важных деталей. Они противопоставляются положительному пространству, которое занято основными элементами.

При работе со свободными участками создаются также новые изображения, которые не всегда читаются с первого взгляда и требуют более внимательного изучения. Они являются частью дизайнерской композиции и благодаря оптической иллюзии привлекают внимание и интригуют. 

Что дает обыгрывание негативного пространства:

  • выделение важных объектов;
  • улучшение восприятия информации;
  • ощущение легкости дизайна;
  • управление взглядом потребителей;
  • донесение посыла до аудитории;
  • создание уникального и притягательного дизайна.

Небольшие зазоры между элементами создают некое давление и утяжеляют картинку. Чтобы улучшить читаемость текста и визуальное восприятие информации, обыгрывается негативное пространство и подбираются правильные размеры пустых участков. 

Для отделения разных объектов, выделения какой-то детали или же, наоборот, объединения всех элементов устанавливаются разные дистанции между блоками и подбирается оптимальная цветовая гамма. 

Прием позволяет создавать выразительный и оригинальный дизайн, добавляя скрытые смыслы и двойственность, и подходит для любого вида бизнеса и сфер деятельности. 

Негатив спейс: история и особенности использования

Одним из первых этот стиль активно использовал американский графический дизайнер Чарльз Гослин. В 1950-х годах он начал создавать интересные работы, обыгрывая негативное пространство. В основном, художник разрабатывал логотипы, фирменный стиль и рекламные плакаты.

Но самым известным изображением, отличающимся своей двойственностью, является «ваза Рубина», созданная психологом из Дании Эдгаром Рубином около 100 лет назад. Этот рисунок с одной стороны показывает, насколько двойственно может восприниматься изображение, а с другой – демонстрирует соотношение образа и фона. 

Еще одно популярное двойственное изображение было представлено американским психологом Эдвином Борингом в 1930 году. Это – «Жена или теща».

А самым популярным логотипом, созданном в этом стиле, является знак логистической компании «FedEx». Его разработал дизайнер Линдон Лидер. У него получилось совместить два шрифта таким образом, чтобы пространство между буквами «Е» и «х» превратилось в стрелку – символ, который ассоциируется с развитием компании и ее движением вперед.

Negative space используется в фотографии, искусстве, маркетинге и дизайне. Чаще всего этот прием встречается при создании логотипов, упаковки, плакатов и иллюстраций, но может также применяться в веб- и smm-дизайне. 

Как интересно обыграть негативное пространство:

  • Дополнительный символ. Негатив спейс может дополнять текст или основную картинку, обеспечивая лучшее понимание и выстраивая эффективную коммуникацию.
  • Оптическая иллюзия. Обыгрывая негативное пространство, можно добавить новые смыслы основным элементам или же создать им конкуренцию. Такие изображения привлекают внимание, вызывают интерес и легко запоминаются, поэтому активно используются в рекламе, маркетинге и различных иллюстрациях. 

В айдентике картинки 2 в 1 встречаются реже, чтобы не нагружать потребителей головоломками и ребусами. Но в последнее время наблюдается тенденция к более активному использованию этого приема при создании логотипов. Компании таким образом пытаются выделиться на фоне конкурентов, заинтересовать аудиторию и показать основную идею.

  • Черно-белый дизайн. В двухцветной картинке основной объект может быть черным, а пространство вокруг – белым, подчеркивая его силуэт. Если же главный элемент окрашивается в белый цвет, то участки вокруг него должны быть черными. Такие рисунки заставляют мозг работать и искать скрытые смыслы.
  • Цветной дизайн. Негативное пространство не обязательно оформлять в черно-белых тонах – оно может быть любого другого цвета. Допускаются также плавные переходы оттенков и градиенты. Цветные изображения привлекают внимание и хорошо запоминаются.

Чтобы грамотно обыграть все элементы и подчеркнуть особенности компании, следует хорошо продумать идею, определить основные моменты и подобрать правильную цветовую гамму.

Негативное пространство: 10 идей для создания оригинального дизайна

  1. Буквальность. Негатив спейс дополняет основной объект и облегчает восприятие информации.
  2. Вырезание деталей. Если необходимо показать два объекта, можно обыграть негативное пространство, обрезав некоторые части.
  3. Объединение элементов. На таком рисунке один объект плавно переходит в другой. Изображение вызывает интерес и помогает привлечь аудиторию.
  4. Контраст. Такой подход может использоваться для любого бизнеса. Он заключается в том, чтобы объединить противоположные понятия и показать гармонию.
  5. Минимализм. Использование негативного пространства не обязательно должно быть слишком заметным и очевидным. Достаточно обыграть небольшой участок, чтобы создать интересный рисунок или логотип.
  6. Персонаж. Если речь идет о конкретном продукте, можно поместить в дизайн картинку, которая будет с ним ассоциироваться. А если та или иная компания имеет своего персонажа, его следует показать и в рисунке.
  7. Перевертыши. Такой прием активно используется при создании плакатов и иллюстраций, поскольку позволяет показать двойственность картинки.
  8. Метафоры. Для усиления эффекта можно использовать метафору, сделав ее, например, частью головоломки. Такой рисунок будет не только привлекать внимание, но и доносить до аудитории определенный посыл.
  9. Две стороны. Объединение двух объектов, которые не могут существовать по отдельности, позволяет создавать интересные картинки и живые образы.
  10. История. С помощью негативного пространства можно рассказать историю, связанную с компанией или продуктом. Такое изображение будет привлекать и удерживать внимание аудитории.

Если вы хотите получить уникальный и эффектный дизайн, в котором будет обыграно негативное пространство, обращайтесь в студию WeLoveBrands. Наши дизайнеры изучают специфику бизнеса, конкурентов и целевую аудиторию, продумывают разные идеи и воплощают в жизнь то решение, которое представит вашу компанию наилучшим образом. Для уточнения деталей и получения консультации свяжитесь с нами по телефону или задайте вопрос в онлайн-чате.

Негатив спейс в графическом дизайне и иллюстрациях

При разработке плакатов, рекламных материалов и иллюстраций дизайнеры часто используют негативное пространство. Этот прием помогает не только привлечь внимание и заинтриговать аудиторию, но и донести до нее нужный посыл и идею.

Пустые области разных размеров делают текст читабельным, выделяют важные детали и помогают в восприятии информации.

Работы, в которых обыграно негативное пространство, выглядят впечатляюще и вызывают интерес к продукту.

Негативное пространство в логотипах и фирменном стиле

Несмотря на то, что этот метод часто создает двойственные и скрытые смыслы, которые не видны при первом же взгляде на рисунок, он пользуется популярностью у дизайнеров. И создание логотипов – не исключение.

Негатив спейс помогает добиться необычного эффекта и сформировать интересные формы при разработке логотипов и при создании фирменного стиля компании. Это привлекает внимание потребителей, выделяет компанию среди конкурентов и способствует узнаваемости бренда.

Часто обыгрывается не только пространство вокруг символов, но и участки между буквами в названии компании.

Применение негативного пространства в дизайне упаковки

Упаковка и этикетка продукта играет большую роль для увеличения продаж. То, как выглядит товар, во многом формирует поведение потребителей. Хороший дизайн вызывает интерес и стимулирует покупателей взять товар в руку.

Дизайнеры используют негативное пространство, чтобы создать выразительный и интригующий дизайн упаковки, который бы выделялся среди других похожих продуктов, способствовал узнаваемости и увеличению продаж.

Часто этот прием выбирают производители продуктов питания, алкогольных напитков и косметических средств.

Преимущества негатив спейс в веб- и smm-дизайне

В веб-дизайне важно расположение элементов. Взгляд пользователя фокусируется на разных объектах и с помощью негатив спейс можно создать баланс, сделать акцент и выровнять все элементы дизайна. Это необходимо для привлечения внимания и контроля над поведением потребителей, которых таким образом удобно вести по сайту.

Использовать прием можно по-разному – все зависит от контента, специфики бизнеса и целей. Для достижения нужного эффекта выбирают контрасты, асимметрию, большие пустые зоны, чередование элементов и т.д.

Если речь идет о лендинге, акцент можно сделать на кнопке призыва к действию, для интернет-магазинов важно показать товар в выигрышном свете, а для креативных студий допускается хаотическое размещение элементов для создания творческой атмосферы, легкости и непринужденности. 

При разработке и оформлении страниц следует помнить, что эстетика хоть и важна, но она все же отходит на второй план, выдвигая вперед пространство как инструмент дизайна. Негатив спейс формирует взаимосвязи, усиливает контент, определяет структуру и иерархию.

Использование негативного пространства в веб- и smm-дизайне позволяет создавать практичные, привлекательные и стильные сайты и аккаунты.

Негативное пространство: примеры и особенности применения в Украине

Дизайн в Украине начал усиленно развиваться только в начале 1990-х годов (после распада СССР). Тогда дизайнеры принялись отслеживать европейские и мировые тенденции, чтобы применять новые приемы в своей работе. Касалось это и негативного пространства.

Первые попытки использования пустых областей в украинском графическом дизайне наблюдались еще в 1930-х годах – с развитием стиля ар-деко, который пришел на смену модерну. Тогда дизайнеры впервые начали обыгрывать пространство при создании упаковок и этикеток. Но дальше этого дело не пошло.

Второе дыхание негатив спейс открылось уже с активным развитием графического дизайна в Украине. Негативное пространство начали использовать не только в полиграфии и разработке упаковки, но и в айдентике и веб-дизайне.

Это направление стало трендовым после 2015 года и с тех пор не теряет своей популярности. Негативное пространство является актуальным приемом при создании сайтов, логотипов и упаковки.

Негатив спейс: примеры и особенности развития в мире

Направление зародилось и начало активно развиваться в Европе и США примерно в один и тот же период. В 1930-х годах американский психолог Эдвин Боринг представил двойственный рисунок, на котором можно разглядеть как девушку, так и старуху. А психолог и педагог из Дании Эдгар Рубин презентовал свое изображение «ваза Рубина», ставшее одним из самых известных примеров обыгрывания негативного пространства в мире.

Что касается использования пустых участков в дизайне, то одним из первых это начал делать типограф и дизайнер Ян Чихольд из Германии. В 1928 году он издал книгу «Новая типографика», в которой среди основных принципов дизайна значилось использование негатив спейс.

В США активно обыгрывал пустые области дизайнер Чарльз Гослин. Его первые интересные и необычные работы в сфере рекламы и айдентики появились в 1950-х гг. 

В Японии это направление также нашло свое отражение (называлось «Ма», которое в переводе с японского языка означает «пробел, пауза»). Прием использования пространства между разными элементами активно применялся в искусстве и культуре.  

Сейчас одними из самых известных дизайнеров, которые создают шедевры, обыгрывая негативное пространство, являются Тан Яу Хунг из Малайзии и Нома Бар из Израиля. 

Тан Яу Хунг известен своими космическими рисунками и работой с крупнейшими мировыми брендами (Nike, Land Rover, Gap, Ogilvy и др.). Он активно использует акварельные краски, маркеры и каллиграфические ручки.

А иллюстрации Нома Бара украшают обложки сотен журналов и изданий по всему миру, среди которых The Economist, BBC и The Observer. Дизайнер получил множество наград и премий, а также издал три книги («Угадай, кто - многие лица Noma Bar» в 2008 году, «Негативное пространство» в 2009 году и «Биттерсвит-2017»).

Негативное пространство находится в трендах дизайна уже несколько лет подряд и не теряет свои позиции. Этот прием наиболее востребован при создании логотипов, сайтов, дизайна упаковки, в полиграфии и рекламе. 

Негативное пространство: где и как заказать дизайн в этом стиле

Дизайн в стиле негатив спейс требует фантазии, определенных знаний и умений, поэтому его разработку лучше доверить опытным дизайнерам. Найти специалиста можно на фрилансе и в дизайн-студии.

Фрилансеры за свою работу берут, как правило, меньше, чем компании, но и сильно отличаются по квалификации и занятости. Если вы хотите получить хороший результат, вам необходимо найти ответственного и толкового специалиста, который не подведет вас по срокам и не выдаст скучный и простенький дизайн.

Цены на дизайн на фрилансе стартуют от 300 грн, а в студиях – в среднем от $20 (зависит от вида, объемов и сложности работы). 

Заказывая услугу в компании, вы ничем не рискуете, поскольку здесь работают опытные дизайнеры с хорошим воображением, дорожащие своей репутацией. Они следят за трендами, тщательно изучают рынок и особенности бизнеса и используют разные приемы, чтобы вы получили эффектный дизайн, работающий на имидж вашей компании.

Чтобы заказать дизайн в стиле негатив спейс в студии WeLoveBrands, уточнить детали и полную стоимость заказа, позвоните нам по телефону или оставьте сообщение в чате.

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов:

Вы уже проголовали!

Ваш голос учтен!

Средний рейтинг / 5