Получите презентацию услуг и консультацию специалиста
Лучшие люди индустрии курируют процесс разработки вашего бренда
→ Из бомжа в миллионеры. Успей заработать Bums — новая криптовалюта в Telegram, инвестируй и зарабатывай.
Ежедневно нам попадаются сотни рекламных объявлений, брендированных продуктов и элементов визуальной коммуникации. От привлекательности оформления продукта зависит, заинтересует ли он нас.
Упаковки еды в вашем холодильнике, вывески и указатели на дорогах, плакаты, флаеры и оформление пабликов в соцсетях — это результат работыграфическогодизайнера. Специалист отвечает за «лицо» компании, веб-ресурса или физического продукта. В статье мы рассказали о нюансах профессии, зарплате, must-have знаниях и онлайн-ресурсах, которые помогут прокачаться в графдизайне.
Графический дизайн — это коммуникативный дизайн. Он делает сложные вещи более понятными и даже спасает жизнь. Согласно книге «История графического дизайна: критическое руководство» Джоанны Друкер и Эмили Маквариш, термин «графический дизайн» возник в 1922 году. Тогда как дизайн UX/UI и product-дизайн — относительно новые понятия, история появления графического дизайна уходит в далекое прошлое.
Появление графдизайна связывают с древними изображениями сцен охоты в пещерах Ласко на юге Франции. По другой версии, положило начало графическому дизайну книгопечатание. И, наконец, третья (и самая популярная) версия связана с зарождением промышленной революции. Именно тогда появилась потребность в услугах графического дизайнера для рекламы, брендинга и оформления упаковок.
Первое агентство графдизайна основали в 1903 году — правда, тогда компания официально называлась «Венской мастерской». Художник Коломан Мозер, архитектор Йозеф Гофман и банкир Фриц Варндорфер объединили архитекторов, художников и дизайнеров в области керамики, моды, мебели, ювелирных изделий и графики. Специалистов считают основоположниками современного дизайна, а также стилей Баухаус и Арт-деко.
Роль дизайна сохраняется, поскольку аудитория часто оценивает бизнес, продукт или услугу с эстетической точки зрения. Кроме того, графика и дизайн — это возможность визуализировать ценности бизнеса. А уникальная айдентика способна выделить бренд среди конкурентов и улучшить позицию на рынке. Чтобы этого добиться, компании со всего мира обращаются за услугами к графическим дизайнерам. Сами специалисты могут работать в рекламном, брендинговом, креативном агентстве, дизайн-студии, маркетинговом или PR-отделе компании, в издательстве и на фрилансе.
Почему компании нанимают дизайнера, отдают заказы на аутсорс в специализированное агентство или пользуются услугами профессионального дизайнера на фрилансе? Причин несколько, рассмотрим основные.
В интернете доступно множество программ для графического дизайна — в том числе бесплатных. Однако установить софт на компьютер — не значит разбираться в нюансах работы специалиста. Профессиональные дизайнеры разбираются, какой стиль и какое оформление подойдет в конкретном случае, а практический опыт помогает им достигать высоких маркетинговых и брендинговых результатов.
Перед началом работы специалист анализирует и определяет:
цветовую схему: то, как разные цвета дополняют друг друга, позволяют выделить главное, влияют на эмоции конечного потребителя продукта;
особенности носителя, для которого нужно сделать дизайн: например, к визитным картам, упаковке и веб-сайтам подходы будут разными;
материалы: что обеспечит лучшее сенсорное и тактильное восприятие, а что подойдет для послепечатной отделки — к примеру, тиснение фольгой, лакирование или высечка.
Непрофессионалу на изучение этих нюансов понадобится длительное времени. И даже освоение материалов, психологии цвета и особенностей носителей не гарантирует достижение маркетинговых или брендинговых результатов бизнеса. Владельцу компании гораздо эффективнее делегировать задачи по дизайну специалисту, а самому сосредоточиться на управлении бизнес-процессами, поиске новых клиентов или расширении линейки продуктов.
Сейчас выделиться могут только лучшие дизайны, причина — стремительный рост ожиданий потребителей, обусловленный многообразием продуктов на рынке, мгновенным доступом к информации и обзорам со всего мира, а также стиранием границ между оборудованием, софтом и услугами.
У брендов есть 3 секунды, чтобы «зацепить» пользователя своим продуктом. Если «магии» или волшебного «щелчка» не произойдет — потенциальный клиент уйдет к конкуренту. Поэтому компании все чаще делают ставку на графическое оформление своих продуктов, веб-дизайн и удобство пользования сайтом (UI/UX дизайн).
Возможно, с дизайном для небольшой задачи справится кто-то из штата компании. Однако непрофессионал не может взять на себя задачи по брендингу: айдентике, фирменным цветам, упаковке продуктов, визиткам и оформлению веб-сайта.
Тем более, что сейчас недостаточно просто придумать бренд, нарисовать упаковку, отпечатать многотысячный тираж и рассчитывать на большие продажи. Люди хотят отличаться, быть уникальными — и того же требуют от брендов. Кроме того, они рассчитывают получить персонализированный продукт.
К примеру, сеть магазинов Good Wine в 2018 году перезапустила программу лояльности и выпустила эксклюзивные карты для клиентов. Для этого специалисты компании создали огромный паттерн в фирменном стиле и разбили его на множество фрагментов. Каждый из них — уникальный. Так каждый клиент сети магазинов получил карту со своим дизайном.
Еще один пример — немецкий бренд крафтового вина Brute. Компания разработала онлайн-алгоритм, который отслеживал погоду в Гамбурге во время вызревания винограда. Данные собрали, а на их основании нарисовали паттерны для этикетки. Упаковка каждой партии вина демонстрировала условия созревания напитка.
В B2C практически не осталось компаний, которые могут себе позволить игнорировать преимущество уникального дизайна и трендов. Большинству бизнесов независимо от сферы услуг приходится бороться за клиентов.
Графдизайнеры профессионально делают лого, знают все оттенки черного и могут отличить афишу от постера. А еще эта профессия — о создании айдентики для брендов, продуктовом дизайне, верстке книг и макетов для печати, дизайне упаковки и о многом другом. Для работы специалисты этой профессии используют графические редакторы: Аdobe Illustrator, Аdobe Photoshop, Аdobe InDesign и Figma.
Быть дизайнером — значит создавать новое. Сфера деятельности специалиста — все, что связано с графикой:
визуальная коммуникация: афиши, постеры, рекламные изображения для социальных сетей и для наружней рекламы;
фирменный стиль: лого, визуальная айдентика, брендбуки, руководства по стилю;
упаковка: от продуктов питания до бытовой техники;
инфографика: презентации, отчеты, навигация.
Графический дизайнер тесно сотрудничает с маркетологами, от которых получает вводные данные: анализ ЦА и ее предпочтений. Выбор стиля, цветовой гаммы, софта и материалов зависит от компании заказчика и конкретного проекта.
Для реализации проекта дизайнер работает со специальным софтом: программами для создания растровой графики, векторных кривых, верстки, анимаций и презентаций. Макеты зачастую создаются в нескольких экземплярах и с использованием разных цветовых сочетаний. Графический дизайнер также расскажет клиенту требования типографии к файлам для печати, публикации в социальных сетях и на веб-сайтах.
Исследования консалтинговых и маркетинговых агентств показывают, что графический дизайнер — это востребованность среди других профессий. К примеру, опрос более 17 тысяч профессионалов в области дизайна в рамках Dribble Global Design Survey показал, что наиболее востребованные специалисты в области дизайна — это графические, продуктивые, UX и моушн дизайнеры, а также иллюстраторы.
Для работы в сфере достаточно пройти специализированное обучение на курсах длительностью до года, прокачать soft-скиллы и насмотренность, а также регулярно мониторить тренды в сфере.
Графдизайнер — очень разнообразная профессия. Существует множество направлений, среди которых можно выбрать оптимальный вариант для души и реализации своих скиллов.
Айдентика выделяет бренд среди других. Coca Cola ассоциируется с красным, Apple — с яблоком, а Google — с разноцветным шрифтом. Лого, фирменные цвета и типографика делают бренд уникальным и узнаваемым. Ниша айдентики подойдет любителям работать с векторными объектами и шрифтами. Специалисту предстоит работать с фирменным стилем компаний: логотипами, шрифтами, векторными изображениями для визиток, фирменных бланков, презентаций, постов и рекламных баннеров в соцсетях.
Также предстоит разрабатывать брендбук — официальный документ, где описано, какие цвета и шрифты нужно применять в полиграфии и онлайн, на каких фонах можно размещать логотип, что и как использовать на разных носителях. Это помогает компаниям сохранять узнаваемость и придерживаться фирменной визуальной концепции.
Несмотря на развитие интернет-технологий, полиграфия — визитки, баннеры, журналы, меню, буклеты, флаеры, билборды, бирки — не теряет актуальности. В обязанности графического дизайнера, который специализируется на разработке полиграфической продукции, входит отрисовка макетов с соблюдением технических стандартов. Специалист по полиграфии должен уметь работать с разными цветовыми моделями, выбирать правильное разрешение для файлов, учитывать особенности цветопередачи при печати.
Социальные сети — огромный рынок. По трафику они на четвертом месте в мире после поисковиков, порнографии и стриминговых сервисов. А действующих сайтов в мире насчитывается более 1,8 миллиарда — и это число каждую секунду растет.
Веб-сайты, блоги, группы в соцсетях требуют руки профессионала. Да, реклама началась со слов: написанные от руки объявления вешали на площадях и зачитывали вслух глашатаи, которые до конца Средних веков были основными рекламными медиа. Однако для того, чтобы выделиться среди множества текстов, нужен броский дизайн. Оптимальный вариант — когда картинка и текст рекламы сплетаются вместе и формируют новый смысл.
Сейчас крутые кампании — те, которые базируются на лаконичном копилайне с яркой и умной идеей. Уже никого не удивишь просто текстами, а актуальное оформление помогает привлекать посетителей и выделяться среди конкурентов. Специалист по графике в Вебе создает баннеры для сайтов, рекламные постеры, обложки для пабликов в соцсетях, макеты постов, изображения для таргетированной рекламы, заставки для видеороликов и презентации.
Кроме того, важно разрабатывать дизайн для тех, кто плохо видит: создавать интерфейсы и контент с учетом дальнозоркости, дальтонизма и других особенностей зрения. Людей с проблемами со зрением — миллионы. Согласно отчету ВОЗ за 2021 год, от дальнозоркости или близорукости страдают минимум 2,2 миллиарда людей в мире. Это более 20% населения.
Также нередким считается нарушение периферического зрения. Пользователи с такими особенностями могут видеть, к примеру, правую половину абзаца текста, а левую — нет. От дальтонизма (цветовой слепоты) страдают 8% мужчин и около 1% женщин. Им дизайн может казаться одноцветным пятном, если не придерживаться определенных правил.
Вывод: пускай пользователей с полной слепотой не много, большинству процесс изучения изображений и чтения дается сложнее, чем людям со 100-процентным зрением.
В мире, где рекламу можно увидеть на заборе, услышать от смарт-холодильника или обнаружить в переписке из мессенджера — сомнений, нужны ли бизнесу эффективные с точки зрения дизайна рекламные объявления, нет. Но есть проблема: сегодня более половины пользователей игнорируют рекламу в интернете, а 41% используют программы-блокировщики. Еще хуже обстоят дела с офлайн-рекламой.
Мы живем в эпоху перенасыщения контентом. Не можем долго концентрироваться на одном объекте, часто отвлекаемся и воспринимаем информацию фрагментами. Смотря фильм, листаем ленту соцсетей и отписываем в мессенджере, а неинтересный контент пролистываем за долю секунды.
Единственный способ задержать рассеянное внимание аудитории на рекламе — сделать ее броской, увлекательной, простой для восприятия и запоминающейся. Графический дизайнер создает оригинальные концепции, которые будут мотивировать купить товар или оплатить услугу.
Продукт встречают по упаковке. Хороший дизайн способствует росту продаж, формирует лояльность и отстраивает от конкурентов — даже если это упаковка носков или пищевой соли. Рынок насыщен предложениями — продукту со скучным дизайном и белой пачкой с одинокой надписью «Молоко» не стать успешным даже за счет привлекательной цены.
Лицевая сторона упаковки должна выделить продукт на полке, «зацепить» потенциального покупателя и заставить его потянуться за продуктом. А обратная — убедить купить с помощью рационального доказательства: хорошего состава или этичного производства.
Специалист, который создает пакеты, коробки, этикетки, бутылки и другие виды упаковки, должен владеть инструментами для работы с изображениями, а также знать основы промдизайна и типографики. Кроме того, в работе важно учитывать правила маркировки, принятые в каждой стране, требования ритейлеров и особенности материала.
Графдизайнер не обязан быть человеком-оркестром, однако замыкаться на Photoshop — также не вариант. Чем шире арсенал инструментов, тем более прорывные идеи специалист может генерировать и оперативно их реализовывать.
Перечень навыков зависит от выбранного направления. В зависимости от ниши используется специальный софт.
Общими hard skills для профессии графдизайна являются:
знание основ визуального дизайна: цвета, композиции, типографики, модульных сеток, гештальт-принципов в графическом дизайне;
умение работать в растровых и векторных программах;
владение другими компьютерными программами для работы с графикой;
знание основ маркетинга: графика должна способствовать успешному продвижению продукта;
умение анализировать потребности ЦА;
знание основ психологии покупателя;
знание английского языка.
Важно вырабатывать насмотренность, чтобы комбинировать визуальные решения и создавать новое. Графическому дизайнеру также нужно знать, где искать референсы, кроме платформ Instagram и Pinterest.
Чтобы работать в сфере графического дизайна, важно владение специальными программами. Понадобятся ноутбук, который «потянет» необходимый софт, монитор с хорошей цветопередачей и графический планшет.
Ускорят работу программы:
Adobe Photoshop;
Adobe Illustrator;
Adobe Indesign;
Adobe After Effects;
Coreldraw;
Canva;
Figma.
Если вы изучите хотя бы одну из них, тогда сможете первые брать заказы.
Нужен также опыт работы с такими сервисами:
Krita ― графический редактор.
Inkscape ― векторный графический редактор.
Sessionlab Ideation Tools ― инструмент для работы с концепциями.
Pantone Colour Guides ― руководства для понимания цвета готового продукта.
Huesnap ― распознает и «вытаскивает» цвета с фото.
Adobe Color CC ― разрабатывает цветовое колесо.
Google Fonts ― база шрифтов.
Crello ― конструктор дизайнов.
Brusheezy ― библиотека кистей.
Freepik ― бесплатные иконки.
Vecteezy ― векторные изображения.
Часть из перечисленных сервисов бесплатная, но есть платные функции. Базовая версия преимущественно с ограниченным функционалом.
Софт-скиллы ― это навыки, которые показывают, как человек взаимодействует с другими людьми. Они нужны всем, независимо от сферы и должности. Для дизайнеров-джунов это желание обучаться, усидчивость и любознательность. Для арт-директоров — умение давать фидбек, вести переговоры, мыслить стратегически.
Опрос кадрового агентства Robert Half показал: 52% HR-директоров придают большее значение soft-скиллам, личностным качествам и поведенческим установкам сотрудников, чем профессиональным компетенциям. А исследование LinkedIn 2019 года показало, что около 80% компаний ищут сотрудников с прокаченными гибкими навыками ― и это определяющий фактор при трудоустройстве.
Какие soft skills нужны графическому дизайнеру:
Чувство стиля и понимание современного контекста.
Критическое мышление.
Навыки селф-менеджмента: планирование, тайм-менеджмент, инициативность, обучаемость, стрессоустойчивость.
Клиентоориентированность.
Креативное лидерство: эмпатия, партнерство и смелость.
Ресурсная коллаборация ― умение работать в группе.
Мышление по экспоненте: отсутствие боязни экспериментировать, игнорирование ограничений, а также знание сферы, но умение НЕ жить в ее шаблонах.
Многозадачность ― умение вести несколько проектов параллельно.
Внимание к деталям и ответственность за результат.
LinkedIn в свое исследование Learning 2020 Workplace Learning Report топ-5 мягких навыков также включил креативность. Это важный скилл дизайнера. Софт-скиллы дополняют жесткие навыки, которые относятся к профессиональным компетенциям.
Где учиться на графического дизайнера и можно ли освоить профессию самостоятельно? Графдизайн — сложная и многогранная сфера, для успеха в которой недостаточно врожденного таланта и желания заниматься творчеством. Вам предстоит изучить теорию дизайна, основы маркетинга и научиться свободно владеть софтом для работы с графикой.
Самостоятельный путь к освоению профессии будет долгим и тернистым, а потому эффективнее записаться на курсы. Во время обучения вы изучите теорию, прокачаете необходимые для успешного старта навыки и сформируете хорошее портфолио.
Из курсов мы рекомендуем онлайн-формат:
Мы не верим, что бесплатное образование ценят сами ученики. А потому собрали платные обучающие программы, которые ведут профессионалы с прокаченными хардами и насмотренностью. На большинстве курсов доступна обратная связь от лекторов и онлайн-чат с кураторами, где можно задать вопросы по программе и домашним заданиям.
Подборкой книг поделились специалисты WeLoveBrands:
"Тypography", Emil Ruder;
«Сначала скажите "НЕТ"», Джим Кэмп;
«Визуальное мышление», Дэн Роэм;
«Рисовый штурм», Майкл Микалко;
«Кради как художник», Остин Клеон;
«Новая типографика. Руководство для современного дизайнера», Ян Чихольд;
«Искусство цвета», Иоханнес Иттен;
«О шрифте», Эрик Шпикерманн.
Знания, необходимые дизайнеру, можно получать по-разному: поступить в топовый ВУЗ, выучиться на курсах, засесть в библиотеке, ходить в музеи или периодически закапываться в онлайн-коллекции визуального крафта. Книги — хороший вариант, который поможет перенять опыт других специалистов, узнать новые техники и «фишки», а также поддерживать текущие знания.
Зарплата графдиза зависит от компании, нагрузки, опыта работы и портфолио. Разновидность дизайна сама не сильно влияния на зарплату. Стоимость рассчитывается из количества часов, требуемых для выполнения задачи. В среднем месячная зарплата графического дизайнера уровня Junior в Украине составляет от 20 тысяч грн. В крупных известных агентствах дизайнер может получать от $1000–3000.
В соответствии с Бюро статистики труда, средняя годовая зарплата графических дизайнеров в мире составляет $50 370. Это определили на основе заработной платы миддлов и специалистов уровня Senior.
Говорят, что сейчас «каждый второй дизайнер — если не UI/UX-, то графический уж точно». Это не так, на рынке не хватает специалистов, а агентствам обычно приходится долго искать графдизайнера с хорошим портфолио в штат.
Начинающий графический дизайнер может дорасти до уровня ведущего дизайнера (Senior). Он может поручить и проконтролировать задачи в проекте с небольшой командой, пишет статьи, ведет экспертный блог, может передать знания по специальности, обладает знаниями в смежных областях.
Следующая карьерная ступень — арт-директор. Это начальник художественного, творческого отдела или медиа-проекта. Также возможен рост до дизайнера-совладельца студии (CEO). Он управляет компанией и персоналом, обладает бизнес-компетенциями и контролирует все процессы: от найма сотрудника до продвижения.
Согласно исследованиям в Англии и США, рынок дизайна только будет расти. Исследователи прогнозируют, что сильнее всего будут развиваться сферы, связанные с мобильными приложениями, веб-дизайном и разработкой. В индустрии дизайна в ближайшие 10 лет появятся новые направления и профессии.