Создание фирменного стиля: лайфхаки по айдентике для бизнеса

Когда нас просят утвердить официальный документ, мы расписываемся. Подпись - элемент нашего имиджа. Туда же относятся цвет глаз, отпечатки на пальцах и татуировка на левой руке. В общем, все те внешние элементы, которые делают нас неповторимыми и узнаваемыми для окружающих. У брендов похожая ситуация. Совокупность визуальных элементов у них называется фирменным стилем. Фирменный стиль - лицо бренда, компании или продукта. Сегодня рассмотрим, что значит фирменный стиль для брендов, откуда он взялся, какие функции выполняет и как можно создать фирменный стиль. А так же разберемся, почему концепция “сам себе дизайнер” иногда НЕ срабатывает.

Что такое фирменный стиль?

Фирменный стиль или корпоративная идентификация (англ. corporate identity) - это совокупность постоянных элементов (графических, цветовых, словесных), применяемых для представления товаров (услуг), всей исходящей от компании информации, а также внутреннего и внешнего оформления организации в едином стиле, которые помогают сформировать имидж компании. 

Функции фирменного стиля (айдентики)

 

Фирменный стиль создает внешний вид компании

 

 

Создает внешний вид компании. Компания должна запоминаться. Если вы занимаетесь грузоперевозками или продаете лес, у вас должен быть фирменный стиль. Это повышает узнаваемость компании. Теперь из тысячи клиент узнает именно вас. Задача фирменного стиля - вызвать у потребителя ассоциации с брендом, фирмой или компанией.

 

Фирменный стиль создает отличие от конкурентов

 

 

Отличие от конкурентов. Уникальность - главное преимущество на рынке. Хочешь быть уникальным - отличайся. Особенно это важно для товаров с высокой конкуренцией: одежда масс-маркета, продукты питания или косметика. Одинаковых или похожих продуктов много. Главное - отличаться от конкурентов: если не составом и производством, то фирменным стилем.

Зачем нужен фирменный стиль компаниям?

Многие собственники, предприниматели и руководители компаний продолжают задаваться вопросом - зачем нужна айдентика. На самом деле, все просто. На пути достижения коммерческой компанией своей главной цели - получения максимальной прибыли - фирменный стиль эффективно решает 6 взаимосвязанных бизнес задач:

  1. Идентификация продукции компании. “Правильный” фирменный стиль эффектно выделяет ваш товар на фоне аналогичной продукции конкурентов. Таким образом потребитель быстро узнает продукт в общей массе и останавливает свой выбор именно на нем.

  2. Создание и закрепление желаемого образа в сознании потребителей. Привлечь и надолго удерживать внимание как существующих, так и потенциальных клиентов - это становится возможно благодаря фирменному стилю с грамотной идеей, заложенной в его дизайн. Главное, чтобы потребитель понял: использование вашей продукции поможет ему в решении своих проблем и улучшении качества жизни, к чему стремится каждый из нас.

  3. Формирование положительного корпоративного имиджа. Основой доверительных долгосрочных отношений с клиентом выступает позиционирование себя компанией с самой лучшей стороны. Чем скорее вам удастся убедить потребителя в надежности и профессионализме, тем быстрее продукт вашей деятельности завоюет рынок, тем самым сократив ваши расходы на его “раскрутку”.

  4. Определение своей рыночной позиции. Фирменный стиль помогает как выгодно подчеркнуть отличия вашей торговой марки от многочисленных конкурентных предложений в вашей отрасли, так и грамотно указать на ее сходство с известными мировыми брендами. И в том, и в другом случае это способствует активизации клиентского спроса и росту продаж.

  5. Донесение до потенциального клиента нужной информации. Посредством дизайна продукции в определенном стиле вы можете сообщить потребителю о выпуске единичной новинки или серии новой продукции, а также сделать акцент на определенных свойствах товара (например, натуральности и т.п.).

  6. Экономия на заказе рекламной продукции. Поскольку фирменный стиль представляет собой комплекс уже готовых решений, его наличие значительно упрощает процесс получения брендированных атрибутов. Так, для создания визиток или бланков вам не нужно каждый раз привлекать к работе дизайнера и оплачивать его услуги, а достаточно просто отдать на печать имеющиеся макеты рекламных материалов.

Разработка фирменного стиля - это оправданный маркетинговый шаг, с помощью которого компания заявляет о серьезном характере своих стратегических планов и закладывает фундамент для своего динамичного развития.

Элементы фирменного стиля

В состав фирменного стиля входит логотип, шрифты, цвета и стилеобразующая графика. Давайте разберем характеристики основных элементов фирменного стиля подробнее.

Первый элемент - логотип

 

Первый элемент - логотип

 

 

Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Рядом с логотипом может стоять графический знак бренда - элемент, который мы представляем, когда слышим Nike, Apple, Adidas. Представили галочку, надкушенное яблоко и треугольник с белыми полосками? 

Значит графический знак сработал на сто процентов. Хороший логотип - половина успеха. Истории известных брендов тому свидетели.

 

Логотип найк 

 

 

В 1971 Фил Найт, основатель Blue Ribbon Sports, нанял студентку-дизайнера Портлендского университета Каролин Дэвидсон для разработки логотипа для обуви. Дэвидсон представила Найту несколько вариантов и он выбрал галочку, за которую заплатил $35. Годы спустя, после того, как логотип Nike стал известен во всем мире, Найт прислал дизайнеру бриллиантовое кольцо в виде галочки и конверт с акциями компании Nike, чтобы выразить свою благодарность. 

 

Первый логотип Apple

 

 

Apple второй логотип

 

 

Первый логотип Apple (слева) создал Рональн Уэйн (Ron Wayne). Однако картинка напоминала крохотное произведение искусства и плохо вписывалась в концепцию “современные технологии”, поэтому уже через год Стив Джобс обращается к Робу Янову и тот создает известное надкушенное яблоко, которое в 1998 году окрашивают в черный цвет.

 

Логотип Макдональдс

 

 

Своим появлением логотип МакДональдс обязан Дику Макдональду, одному из братьев-основателей. При строительстве ресторана в Фениксе, архитектор Стенли Метсон представил братьям свой проект: прямоугольное здание с красной крышей. Дику проект не понравился и он добавил две большие золотые арки сверху здания. Архитектор арки не одобрил. Дик Макдональд не растерялся, отправился к Джорджу Декстеру и попросил сделать вывеску из двух золотых арок. Так появился прототип будущего логотипа McDonald's.

 

Второй - цвета фирменного стиля

 

Цвета фирменного стиля

 

 

Цвет - один из основных элементов фирменного стиля. Он влияет на то, как потребители воспринимают бренд на эмоциональном уровне. Карен Халлер, эксперт по цветам в бизнесе, рассказывает о значении каждого оттенка.

 

Красный цвет

 

 

Красный: власть и страсть

 

 

Зеленый цвет

 

 

Зеленый: молодость, любовь и природа

 

Синий цвет

 

 

Синий и голубой: спокойствие, доверие, надежность

 

 

Черный цвет

 

 

Черный: исключительность и очарование

 

Оранжевый цвет

 

 

Оранжевый: дружба, веселье, игривость

 

 

Белый цвет

 

 

Белый: простота, чистота, естественность

 

Желтый цвет

 

 

Желтый: оптимизм и позитив

 

 

Фиолетовый цвет

 

 

Фиолетовый: роскошь и каприз

 

Третий элемент - шрифты

 

Шрифты

 

 

Успешные бренды используют скромные шрифты, которые хорошо читаются и легко комбинируются. Размер и тип шрифта зависит от того, как бренд себя позиционирует относительно потребителя: хочет стать ему другом или наоборот держится отчужденно.

Если бренды хотят построить с клиентом близкие теплые отношения, то в фирменном стиле используют простые или рукописные шрифты. Обратите внимание на шрифт Ray Ban и H&M, Coca-Cola. Они говорят: «Мы друзья. Давай без формальностей».

Бренд модных очков Бренд одежды Бренд Кока-кола

 

Если бренд нейтрален, то чаще всего используют шрифт Helvetica. Взаимодействие с таким брендом напоминает общение со старым школьным другом, которого вы видитесь раз в месяц. Он говорит: “Я твой друг. Но будь сдержан. Мы не так хорошо знаем друг друга”.  Посмотрите на VISA.

Бренд Виза

 

   

Если бренд выпускает нишевые продукты, используют сложные шрифты. Посмотрите на VAIO. Шрифт говорит: “Это тайный код для своих. Если ты понимаешь его, ты в теме”.

Бренд vaio

 

   

Четвертый - стилеобразующая графика

 

Стилеобразующая графика

 

 

Стилеобразующая графика – уникальные визуальные элементы, которые используют для создания и оформления корпоративной продукции. Это могут быть орнаменты, фирменные персонажи, геометрические фигуры и т.д.

 

Повтор формы бикоинов

 

 

Стилеобразующая графика повторяет форму биконов - блютуз-маячков, главного продукта Estimote.

 

Графика в виде знакомых персонажей

 

 

Стилеобразующая графика здесь представлена в виде двух знакомых персонажей - орехов в красной и желтой глазури.

Давайте представим, что бренд одежды выпускает новую коллекцию и приглашает посетить открытие шоу-рума. На входе в магазин мы получаем разноцветный и кричащий флаер, в лукбуках натыкаемся на строгий и лаконичный дизайн, а визитки отдают излишней официальностью. Создается впечатление разорванности. Мы не можем связать отдельные элементы и бренд рассыпается на глазах.

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно продумать и разработать фирменный стиль. Давайте посмотрим, какие существуют способы создания айдентики.

Как создать фирменный стиль?

Существуют несколько способов разработки фирменного стиля. Можно сделать это своими силами, заказать у фрилансера или обратиться в дизайн студию. Рассмотрим эти способы подробнее.

Сделать своими руками

Вы самостоятельно рисуете логотип, выбираете фирменные цвета и шрифт, тем самым задавая тон своему бренду.

 

Плюсы логотипа своими руками

 

Плюсы: экономите бюджет

 

Минусы логотипа своими руками

 

Минусы: не адаптируете логотип под документы, рекламные материалы, визитки и т.д.

 

Вот несколько примеров успешных компаний, которые на старте обошлись без дизайнера и создали культовые логотипы и графические знаки. 

 

Логотип Гугл

 

 

В 1998 году Ларри Пейдж и Сергей Брин придумали новую поисковую систему и позже назвали её Google. Первый логотип Гугла придумал Сергей Брин, работая на графическом пакете GIMP.

 

Логотип Пепси

 

 

В 1893 году фармацевт Калеб Брэдхэм создал напиток «Brad’s drink», который стал популярным в его аптеке. Через 5 лет Калеб купил за 100 долларов имя Pepsi-Cola. В то же самое время сосед Брэдхема придумал первый логотип для Pepsi.

 

Логотип Кока-Колы

 

 

Как ни странно, логотип Кока-Колы нарисовал не дизайнер и даже не художник, а бухгалтер Фрэнк Робинсон. Именно он в 1886 году придумал название напитка заменил букву «K» в слове «Kola» на « C++». Робинсон нарисовал логотип вручную с помощью шрифта «Спенсер» и поместил под логотипом надпись «Delicious and Refreshing».

 

Заказать у фрилансера-дизайнера

Вы выбираете дизайнера, составляете бриф и получаете логотип и графический знак в фирменных цветах.

 

Плюс заказа логотипа у фрилансера

 

Плюсы: вы экономите время, а заказ выполняет профессионал.

 

Минус заказа логотипа у фрилансера

 

Минусы: дизайнер не отвечает за создание фирменного стиля, а лишь разрабатывает его отдельные элементы.

 

Вот несколько примеров того, как компании не прогадали с дизайнером и получили запоминающиеся логотипы.

 

логотип Найк

 

 

Знаменитую галочку Nike придумала студентка Портлендского Университета Кэролин Девидсон в 1971 году, за что получила всего 35 долларов. За 37 лет дизайн логотипа почти не изменился.

 

Логотип Плей-бой

 

 

В 1953 году Артур Поль - фрилансер и будущий дизайнер - нарисовал логотип с кроликом для журнала «Плейбой» и создал макет первого номера. Позже Поль говорил: “Если бы я знал, насколько известным станет мой логотип, я бы потратил на него больше времени и усилий. Ведь на создание кролика у меня ушло около получаса”.

 

Заказать у дизайн-студии

Вы обращаетесь в дизайн-студию, составляете бриф и получаете фирменный стиль для вашего бренда.

 

Плюсы заказа логотипа в студии

 

Плюсы: 

  • в студии налажены процессы работы;
  • дизайнеры учтут ваши пожелания и правки;
  • разработают стилеобразующую графику;
  • выполнят все технические работы: адаптируют стиль под атрибутику, составят бренд-бук или гайд для ваших сотрудников
 

Минусы заказа логотипа в студии

 

Минусы: дорого.


***

Помните: логотип и графический знак - это еще не фирменный стиль. Все те известные примеры, когда культовые компании разрабатывали на коленке лого - всего лишь часть большого процесса. Далее готовый логотип передавали в руки профессионалов, которые адаптировали его под рекламные материалы, документы, визитки, футболки, плакаты и т.д.

Поэтому, какой вариант вы бы не выбрали, фирменный стиль - это не только лого, но и все те визуальные элементы, которые делают бренд, компанию или продукт узнаваемым и выделяют его среди других.

Оцените материал:

Нажмите на сердечко, чтобы проголосовать!

Количество голосов:

Вы уже проголовали!

Ваш голос учтен!

Средний рейтинг / 5